Приветствую Вас, Гость

        Маленький экскурс в историю Табаристана                                                                      На основании такого созвучия А.П.Новосельцев (1990, 103) даже сделал попытку связать исторический Табаристан (совр. Мазандаран) с этническими табасаранами: «В исторически обозримую эпоху мазандаранцы говорили на языке иранской группы, но в глубокой древности могло быть иначе и на южном берегу Каспийского моря могли бытовать другие языки, тем более что в древности дагестанские языки были распространены далеко на юг, в пределах Ирана, да и в раннем средневековье на них говорила большая часть населения Кавказской Албании».  Языки гилаки и мазандерани (но не другие иранские языки) имеют определенные типологические черты с кавказскими языками. Было высказано предположение, что их предки пришли из региона Кавказ, возможно, вытеснив более раннюю группу в Южном Каспии. Лингвистические данные подтверждают этот сценарий, поскольку языки гилаки и мазандерани (но не другие иранские языки) имеют определенные типологические черты с кавказскими языками.                                                                                                                                         Особую важность для установления значения корня ТБР имеют диалекты, распространенные в самом Табаристане, которые в достаточной степени отличались от других диалектов персидского языка. Согласно Захир ад-дину Мар'аши (Та'рих-и Табаристан, 15), на «табаристанском языке» слово  табар имеет собственное значение, а именно «гора»; соответственно Табаристан — это «Горная страна», полная калька названия другой «Горной страны» — Дагестана. По этой причине Б.А.Дорн (1875, 625) для термина табар предлагает только это значение — «гора». Таким образом, буквальный перевод названия табарсаран в той форме, в которой оно засвидетельствовано в источниках, — «предводители гор», «военноначальники гор». Мусульманские авторы вместо термина cap (мн.ч. саран) чаще всего используют его синонимы ра 'ис (мн.ч. ру 'аса') и ка 'ид (мн.ч. куввад) .                                              Обе формы написания слова табар (через )е> и о ) источники фиксируют не только среди географических названий (включая Табаристан и Табарсаран), но и в обычной лексике. Ср. с сообщением Хамзы ал-Исфахани о «военачальниках» (куввад), которых Хосров I Ануширван, построив Дарбанд и Горную стену, назначил охранять определенные участки пограничной территории и в Табаристане. Таким образом, мы возвращаемся к первоначальному варианту этимологии Табар-истан — «Страна табаров», а Табар-саран — «сяры», иначе говоря, «предводители табаров», наполнив, однако, термин табар конкретным содержа­нием. Термин j^U? табур обнаруживает прямые параллели с ас-суфуф «ряды»,«шеренги войска», которое зафиксировано не только в районе Дарбанда, но и в других районах расселения ираноязычных военных колонистов на Кавказе. В таком случае Тапурастан/Табурастан — название, указывающее на систему военной организации локальных общин в Юго-Западном Прикаспии, которые в VI в. поставляли хорошо обученных наемников для Сасанидов. Исходя из этого значения, Табурсаран (букв, «предводители отрядов», «избранники отрядов») — эквивалент арабских обозначений «JyL^JI J*l ахл ас-суфуф и <jyual\ jLcl а'йан ассуфуф, которые Та'рих ал-Баб использует в качестве обозначения военной элиты пограничных крепостей именно на территории исторического Табарсарана. В арабских переводах Библии название горы, левитского города и его предместий, а также дубравы в районе Табарийа передается как j^U табур, т.е. точно так же, как и арабо-персидский военный термин jyU? табур («отряд», «шеренга»), за исключением первой буквы. Но ведь чередование о та' и У та' характерно и для Табаристана, и для Табарсарана! Более поздние авторы, в том числе и 'Абд ар-Рашид ал-Бакуви (Талхис, 256), называют библейскую гору j^kJI J*> джабал ат-Тур, т.е. уже через та' эмфатическое. Возможность пре­ вращения термина табур/тапур в табар констатирует пример самого Табари­стана (если только речь не идет о разных терминах, использовавшихся для обра­зования двух созвучных названий этого топонима), который первоначально име­ новался Тапурастаном, причем сигль с таким названием зафиксирован в I в. н.э. (Колесников, 1970)  До этого времени указанная область была известна под другим названием. Коренные жители региона знали его как Мазандаран, этот регион назывался Табаристан со времен Сасанидов.  В середине 630-х годов в Иран вторглись арабы. В это время в Иране правил Иездегерд III (632—651 гг.), а в Албании — князь Вараз-Григор (начал править до 628 г., закончил — в 636 г.). Вараз-Григор, как и все остальные находившиеся под властью персидского царя князья и азаты, участвовал в сборах персидского войска против арабов. Во главе албанского военного отряда был поставлен сын Вараз-Григора, юный Джеваншир. Рашид ад-дин (Джами', 1/2, 100) упоминает о крепости Табарак в северной части Рея, на территории исторического Табаристана, которую захватил султан Текеш. Читаем что за город Рея.  Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. …Надпись на шербетнице относится к 680 году.  В стране ар-Рувийан имеется город, который зовут Каджжа 75. В нем резиденция правителя. Горы ар-Рувийана примыкают к горам Рея и его землям. Выходят к ним с той [стороны], которая примыкает к Рею. Между городом Реем и Шалусом восемь фарсахов. Построили они мечети и вступили в брак с ними жители Шалуса. Они сражались вместе с правителями Табаристана против Дайлама и указывали на его незащищенные места. Этот регион назывался Табаристан со времен Сасанидов Мусульманское завоевание Персии, также известное как  арабское завоевание Ирана, было осуществлено халифатом Рашидун с 633 по 654 год нашей эры и привело к падению Персидской империи Сасанидов, а также к окончательному упадку зороастрийской   религии.   Говорит: рассказала мне Абу Хамид Ахмад ибн Джафар ал-Мустамла 16 , которому рассказал Абдулла ибн Умар ибн Бишр ал-Балхи 17 , а [этому последнему] рассказал его отец. Он говорил: собралось в тюрьмах Хосрова, 18 много [42] народу, которых он не предполагал убивать. [Напротив], он посоветовался о них и было сказано: изгони их. Тогда сказал [Хосров]: найдите место, где я буду их держать в заключении. Они поискали, разведали страны и попали на гору Табаристана. Они сообщили об этом ему. Он (Хосров) отправил их (непокоренных табасаран)  на эту гору, бросил на произвол судьбы и закрыл за ними проход. В то время та гора была ненаселенной. Народ арабизировал это слово и стали говорить: Табаристан. Области Южного Прикаспия, защищенные с севера морем, а с юга — могучим хребтом Эльбурса, были надежным убежищем для древних этносов, сохранявших фактическую независимость и при Селевкидах, и даже при Сасанидах. Дело в том, что свободолюбивое население –(табасараны - по характеру и менталитету) этого сурового и неприступного горного края никак не могло примириться с потерей своей свободы, которой оно пользовалось фактически при Сасанидах (226—651 гг.).