Принятие христианства Кавказской Албанией.
Албанская традиция в деле распространения христианства различает два периода, последовательно сменивших друг друга. Первый, так называемый апостольский период, связан с именами апостолов Фаддея, Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея Мара > Елисея (Дади). Этот период условно назовем также сирофильским периодом, который датируется временем до IV в., когда христианство проповедовалось насирииском- сирийском-арамейском языке как апостолами, их учениками, так и сирийскими миссионерами и назареями. Торговые пути уводили сирийцев далеко от Месопотамии, из Ирана в страны Кавказа —Албанию. Совершая торговые операции, сирийцы становились проводниками новых веяний, содействовали распространению христианского учения.
Назареи — это иудеи, которые почитали Христа как справедливого человека, т.е. не видя в нем Сына Бога. Во всех писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудео-христиан (назареев) об Иисусе Христе как о праведном человеке, принявшем при крещении божественную Силу Духа Святого. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции и божественное предназначение Иисуса определяется уже не крещением, но самим рождением. Считается, что назарейство просуществовало до IV в.
Второй период (грекофильский) проповеди христианства связан с именем Григория Просветителя и албанского царя Урнайра (IV в.), когда христианство становится государственной религией. Грекофильский период был кратковременным, после которого Албанская церковь становится на путь этнического албанского развития, с чем связано развитие албанской литературы. О наличии двух периодов ~ сирофильского и грекофильского помимо всего прочего свидетельствуют данные Моисея Каланкатуйского, албанского автора VIII в. о распространении в Албании надписей на сирийском и греческом языках. Албанская церковь по своему происхождению, в отличие от армянской, изначально была непосредственно связана <; Иерусалимом, Иерусалимской церковью, с иерусалимским патриархатом. В этом аспекте Албанская церковь имеет аналогию с Грузинской церковью, истоки которой также восходят к иерусалимской церкви.
Истоки и весь путь становления христианства Албанской церкви, теснейшим образом связаны с историей восточного христианства и полностью вписываются в общую закономерность его развития, но проявляя при этом свою особенность. Как проповедь самого христианства, так и структура христианской церкви, церковная иерархия в своем становлении прошли 2 периода: апостольский и период после объявления христианства государственной религией в IV в. Весь процесс раннего апостольского периода становления христианской структуры прослеживается и в Кавказской Албании, где проводниками христианства были ученик апостола Фадеея — Елисей и апостол Варфоломей.
Варфоломе́й (Нафанаи́л) (ивр. תולמי-בר, греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете.
Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (По видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.
Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане. Согласно Захарии, пленные, взятые Кавадом в Амиде (
Христианский храм в Нарын кале
Прокопій говоритъ: «одинъ проходъ чрезъ Кавказскія горы называется Цуръ, другой–Каспійскія ворота».
Онъ прибылъ въ городъ Цри (Чора) и основалъ тамъ церковь.
Моисей Хоренскій говоритъ, что св. Нина про‑повѣдывала до воротъ алановъ и отъ каспіевъ до предѣловъ мас‑кутовъ, терминъ, подъ которымъ разумѣлись жители нагорнаго Дагестана. По разсказу того же автора и другихъ армянскихъ ис‑ториковъ правители сѣверо‑восточныхъ странъ пришли и сказали царю Тердату (Тиридату), что жители этихъ странъ хотятъ при‑нять христіанство и просятъ послать имъ епископа изъ рода св.Григорія. Былъ посланъ св. Григорисъ (Григорій младшій), внукъсв. Просвѣтителя, который былъ назначенъ епископомъ въ страну агуанковъ по сосѣдству мессагетовъ. Онъ прибылъ въ городъ Цри (Чора) и основалъ тамъ церковь. Потомъ онъ прибылъ въ лагерь‑царя мессагетовъ, Санесана, который приказалъ привязать его къ Хвосту лошади и пустить ее по берегу моря (
Существует несколько мнений о локализации Чора, Чолы: его отождествляют с Дербентом, «проход Чора» - это Дербентский проход… В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци говорится в описании маршрута христианского посольства в
Да имеются. Мавзолей Галлы Плацидии. Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на
Население Чолы составляли табасараны (таваспары), албаны, чилбы (сильны), леги, хечматаки, маскуты, хазары, гунны [Каланкатуйский, I, 6; Себеос, III, 36; Елишэ, III; Левонд VIII; Фавстос Бузандаци, III, 7; 17, с. 36— 39; 2о1, с. 40 — 41; 122, с. 18 — 21].