Приветствую Вас, Гость

 

Принятие христианства Кавказской Албанией.

Албанская традиция в деле распространения христианства различает два периода, последовательно сменивших друг друга. Первый, так называемый апостольский период, связан с именами апостолов Фаддея, Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея Мара > Елисея (Дади). Этот период условно назовем также сирофильским периодом, который датируется временем до IV в., когда христианство проповедовалось насирииском- сирийском-арамейском языке как апостолами, их учениками, так и сирийскими миссионерами и назареями. Торговые пути уводили сирийцев далеко от Месопотамии, из Ирана в страны Кавказа —Албанию. Совершая торговые операции, сирийцы становились проводниками новых веяний, содействовали распространению христианского учения.

Назареи — это иудеи, которые почитали Христа как справедливого человека, т.е. не видя в нем Сына Бога. Во всех писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудео-христиан (назареев) об Иисусе Христе как о праведном человеке, принявшем при крещении божественную Силу Духа Святого. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции и божественное предназначение Иисуса определяется уже не крещением, но самим рождением. Считается, что назарейство просуществовало до IV в.

Второй период (грекофильский) проповеди христианства связан с именем Григория Просветителя и албанского царя Урнайра (IV в.), когда христианство становится государственной религией. Грекофильский период был кратковременным, после которого Албанская церковь становится на путь этнического албанского развития, с чем связано развитие албанской литературы. О наличии двух периодов ~ сирофильского и грекофильского помимо всего прочего свидетельствуют данные Моисея Каланкатуйского, албанского автора VIII в. о распространении в Албании надписей на сирийском и греческом языках. Албанская церковь по своему происхождению, в отличие от армянской, изначально была непосредственно связана <; Иерусалимом, Иерусалимской церковью, с иерусалимским патриархатом. В этом аспекте Албанская церковь имеет аналогию с Грузинской церковью, истоки которой также восходят к иерусалимской церкви.

Истоки и весь путь становления христианства Албанской церкви, теснейшим образом связаны с историей восточного христианства и полностью вписываются в общую закономерность его развития, но проявляя при этом свою особенность. Как проповедь самого христианства, так и структура христианской церкви, церковная иерархия в своем становлении прошли 2 периода: апостольский и период после объявления христианства государственной религией в IV в. Весь процесс раннего апостольского периода становления христианской структуры прослеживается и в Кавказской Албании, где проводниками христианства были ученик апостола Фадеея — Елисей и апостол Варфоломей.

Варфоломе́й (Нафанаи́л) (ивр. תולמי-בר‎, греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomaeus) — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете.

Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (По видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане. Согласно Захарии, пленные, взятые Кавадом в Амиде (503 г.), были проданы гуннам, затем отправились из пределов персидских в гуннские, прошли за ворота и оставались на их земле 34 года. Ясно, что в данном случае пленные прошли через Дербентский проход и в течение 34 лет жили у гуннов, обитавших севернее Дербентского прохода – в стране Гуннов (Гъунарин вилаят). Именно этих пленных видели на земле гуннов проповедники из Албании во главе с Кардостом, говорили с ними и многих крестили. Да имеются. Мавзолей Галлы Плацидии.                                                                            

Христианский храм в Нарын кале

Прокопій говоритъ: «одинъ проходъ чрезъ Кавказскія горы называется Цуръ, другой–Каспійскія ворота».

Онъ прибылъ въ городъ Цри (Чора) и основалъ тамъ церковь.

Моисей Хоренскій говоритъ, что св. Нина про‑повѣдывала до воротъ алановъ и отъ каспіевъ до предѣловъ мас‑кутовъ, терминъ, подъ которымъ разумѣлись жители нагорнаго Дагестана. По разсказу того же автора и другихъ армянскихъ ис‑ториковъ правители сѣверо‑восточныхъ странъ пришли и сказали царю Тердату (Тиридату), что жители этихъ странъ хотятъ при‑нять христіанство и просятъ послать имъ епископа изъ рода св.Григорія. Былъ посланъ св. Григорисъ (Григорій младшій), внукъсв. Просвѣтителя, который былъ назначенъ епископомъ въ страну агуанковъ по сосѣдству мессагетовъ. Онъ прибылъ въ городъ Цри (Чора) и основалъ тамъ церковь. Потомъ онъ прибылъ въ лагерь‑царя мессагетовъ, Санесана, который приказалъ привязать его къ Хвосту лошади и пустить ее по берегу моря (342 г.); это произошло на Ватніанской (Ватнійской) равнинѣ, которая, по преданію, нахо‑дилась въ 30 верстахъ къ югу отъ Дербента блйзъ сел. Молла‑Ха‑лилъ, гдѣ стоитъ часовня во имя Григориса. дербентскіе армяне разъ въ годъ ходятъ туда на поклоненіе, и сами мусульмане чтутъ это мѣсто за святыню. До 1796 г., по словамъ Лазарева, въ Молла‑Халилѣ жили армяне, которые въ этомъ году вмѣстѣ съ обще‑ствомъ мушкурскихъ армянъ въ числѣ 1600 дымовъ переселилисьвъ Кизлярскій уѣздъ.

Существует несколько мнений о локализации Чора, Чолы: его отождествляют с Дербентом, «проход Чора» - это Дербентский проход… В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци говорится в описании маршрута христианского посольства в 681 г. под руководством Исраэла к «гуннскому» (хонскому) князю Алп-Илитверу посольство достигает «ворот Чора, недалеко от Дербента» В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов». Чула становится границей Албании и «царств» кочевников, т.е. границей двух миров, двух цивилизаций – земледельческого и скотоводческого. Так вот Елисей пришел и проповедовал в Чоре. Это 60—62 годы нашей эры. В V — первой половине VI века тут была резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса, аналогично современному патриарху. Примерно в 551 году престол католикосов был перенесен в Портав — в административную столицу Кавказской Албании.       (Гъунарин вилаят) у нас определена. Даг-Бары (Дагъдилан илч1ибк1найи бару Локализация страны гуннов -граница между албанами и гуннами), которую называют также Великой Кавказской стеной, брала начало с угла южной стены города и тянулась на запад по Табасаранским горам Большого Кавказа-определена. Читаем дальше. На территории цитадели находятся великолепные памятники зодчества, относящиеся к разным периодам развития города: крестово - купольный христианский храм 4-5 в .н. э. (формы и конструктивные особенности которого совпадают с христианским памятником 5 в. в итальянском городе Равенна). «Во второй год Хозроя (552 г.), царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чора в столицу Партав, по случаю «...хищнических набегов врагов креста Господня». Письменные источники донесли до нас название того древнего поселения, которое предшествовало Дербенту, оно упоминается в древнеармянских, древнегрузинских, сирийских, арабских и византийских письменных источниках по именем Чолы или Чор. Раннехристианские крестово-купольные церкви известны. И на Кавказе, и в других местах у них, действительно форма креста — три крыла креста равномерных, одно — удлиненное. Но у всех этих церквей удлиненное крыло — западное. Где и находился вход в церковь. А в восточном отсеке — алтарная часть. У дербентского же подземного сооружения удлиненное крыло северное. Оно представляет собой засыпанное 12-метровое пространство, скрытое под землей, над поверхностью которого виден лишь кусок полуразрушенного купола. Кавказские албаны спрятали свой храм от иноземных захватчиков.                                                                                                                                                                           

Да имеются. Мавзолей Галлы Плацидии. Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания. Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией. Находящиеся на территории Дербента христианские церкви и храмы к армянам никакого отношения не имеют и не могли иметь. Менталитет народа был другим. Это принадлежность христиан Кавказской Албании. Таким образом, названия Чора, Чор, неправильно, даваемые Дербенту (Дере Бент) в исторической литературе, есть искажения названия Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Имеют корневую основу табасаранского языка; ч1ур «пастбище, луг, выпас», чюл «неосвоенные земли, территории. Получается, что территорию крепости Нарын кала (Нарин хал) в древности называли Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Кешуш кьилисайиъ а-священослужитель находится в церкви. Кьилиса ч1уржиъ, чюлиъ а-церковь находися в Чоре, Чоле.                                                                           В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией. Находящиеся на территории Дербента христианские церкви и храмы к армянам никакого отношения не имеют и не могли иметь. Менталитет народа  другой. Это принадлежность христиан Кавказской Албании.

Население Чолы составляли табасараны (таваспары), албаны, чилбы (сильны), леги, хечматаки, маскуты, хазары, гунны [Каланкатуйский, I, 6; Себеос, III, 36; Елишэ, III; Левонд VIII; Фавстос Бузандаци, III, 7; 17, с. 36— 39; 2о1, с. 40 — 41; 122, с. 18 — 21].