ПРОМЫВАЛЬНЫ ЗОЛОТА И РУДНИКИ САМОЦВЕТОВ ТАБАСАРАНА
4. ГАЛИ ГУГРАГ (ГАЛИ ГЮГЬРЯГЪ)..
Разрушенные села: Гали Гюгряг - старое селение, на запад,
5. ВЕРХНЫЙ ГУХРАГ (ЗЗААН ГЮГЬРЯГЪ, ГЮГЬРИКЪИ)
Разрушенные села: Къулгунин къул’ин - на югозапад,
6. ДАГНИ (ДАГЪНИ)
Разрушенные села: Хяр’ин - на север,
7. Джульджаг (Жулжагъ)
Разрушенные села: Жулж’ин – на северо-запад,
8. ДЖУЛЬДЖУНИФ (ЖУЛЖНИФ ЖЖУЛЖЖУНДИФ)
Разрушенные села: Гум’ин. ГъухтІин – на север,
9. КУВАГ (КУВАГЪ КВАГЪ)
Разрушенные села: Мишри - на юг,
10. Кулиф (Кьулиф).
Разрушенные села: Дулдугъарин никьаригъ - на север,
11. Ляхя
12. ЕРГУНАГ (УЬГНЯГЪ ЮРГНЯГЪ)
Разрушенные села: Хандин шид - на севео,
13. Хархни
Разрушенные села: Къювхи гьар’ин – на юго-запад,
14. ЕРГУЛИГ (УЬРГЪЛИГЪ ЮРГЪЛИГЪ).
ХІУ. Ч1ИЛХЪАР:
1.ЧІиллихъ
Разрушенные села: Аьхю ЧІиллихъ - на запад,
2. Хурсатиль (ХурсатІил)
Разрушенные села: Шагьидарин гъул - на север,
ХУ. ЭТЕГАР:
1. Аркит (АхьитІ)
.Разрушенные села: ГунтІар - на запад,
2. Бурганкент (Бургьанкент)
Разрушенные села: Дашлукент - на запад,
3. Гали Гухраг
Разрушенные села: Гали Гюгряг - старое селение, на запад,
4. Верхнее Лидже (Заан Лижва)
Разрушенные села: Укъурири – на юго-восмток,
5. Рушуль (Рушвул) .
Разрушенные села: Чвуккар - на восток,
6. Ружник
7. Сыртыч (СиртІич)
Разрушенные села: Хурцик -
8. Сюгют
Разрушенные села: ЧІуру гъул’инишв - на восток,
9. Тинит (ТинитІ)
Разрушенные села: Жжахдигъ - на запад,
ТУРУФ (ТУРИФ)
Разрушенные села: Кьалач - на восток,
11. Фуркиль (ФуркІил)
Разрушенные села: Асккан гъул - на восток,
12. Хуряк (Хюряхъ)
Разрушенные села: Ерси къул (Эсккикент) -
13. Цухдиг (Цухдигъ)
Разрушенные села: РухьатІ - войска войска имама Шамиля сожгли это селение,
14. Новое Лидже (ЦІийи Лижва)
15. ЧУЛАТ (ЧВУЛАТІ ЧВЛАТ!).
Разрушенные села: Старый Чулат - на север,
16. УШНИГ (ИМШНИГЪ ГЬЕМШНИКЪ)
Разрушенные села: Гугудихъ -
17. ЭКЕНДИЛЬ (АКАНТ1ИЛ).
Разрушенные села: Акант1иль - на запад,
ХУІ. ЭЧІЕНДАР:
1.ВАРТАТИЛЬ (ВАРТІАТІИЛ ВАРТВА).
Разрушенные села: Дурхьа - на юг,
2. Вечрик (Вечрикк)
Разрушенные села: ГъюрдартІил -
3. ДЖУГДИЛЬ (ЖЖАГЪТІИЛ ЖЖУГЪА).
Разрушенные села: Вюркьюляригъ -
Разрушенные села: ВертІиларигъ -
5. Сика (СикІа)
Разрушенные села: Дурхьа -
1. Дарваг (Дарвагъ)
Святые места: Мечеть 15 века с действующим минаретом. Родгте Гез-булаг. Развалины дома беков (Беглер-Эви) и сторожевой башни.
2. Ерси
Более того, по всему Табасарану раскиданы безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей»:
По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Нукьарин к1ул). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами - она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше- озера Ирана (Иран даграр). А разве не здесь похоронен великий албанский принц Джеваншир?
В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. На надгробном камне в глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму с тройными лепестками на концах.
Возникает вопрос. А какой католикос похоронен здесь? Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644-671), Ухтанес (671-683) и Елиазар (683-689).
Табасаран - удивительно красивый уголок Дагестана. Природа наделила его живописными ущельями с журчащими серебристыми речками, вереницей хребтов, покрытых густыми лесами, беспорядочно перемешанными с альпийскими лугами, богатым животным миром и гостеприимным народом.
Этот неповторимый край Южного Дагестана с незапамятных времен населялись «албанами», «каспиями», «таваспарами», «таваспаранами», «табарсаланами», «табасаранами». Так их называли в разные времена в разных исторических источниках. Путешественник 12 века Абу-Хамид аль Гарната, совершивший путешествие по Северному Кавказу и проживший у них около трех лет говорит, что при посещении им Кавказа жил у эмира Абу-л-Касима и этот эмир говорил на разных языках, такие как: лакзанский, табаланский (табасаранский), филакский и закаланский, тюркский, и арабский, и персидский.
Естественное стремление маленького народа к свободе и независимости отразилось в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы тысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. В каждом ауле бытуют легенды о борьбе табасаранского народа с полчищами. Краткое содержание легенд таково, что варвары поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами собирали на ток-площадки для молотьбы и устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Около с. Куштиль Хивского района до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар, означающее «Кровавые ток-площадки», в память о "молотьбе шаха", особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.
Кюраг (Кюрягъ)
В горной части Табасаранского района, на хребте, на левом берегу речки Афнанир. Святые места: НикьартIил - место где, 1700 годы под конями варваров молотили детей, на восток,
Цудук (Ц IУДИХЪ)
Кровавые камни (Ифдин гъарзар) - в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии - на западе, 2,5км.
Кувиг (КУВИГЪ)
Свыше
Вертиль
Одной из достопримечательностей села является местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев -Ананы, Мананы, Мусананы.
Кондик (ГЪВАНЖИКК)
В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье –«Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует –уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе албан встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Остатки персов были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр»- (Озера Ирана) ), а ущелье –«Джевенжин гъяр»- (ущелье Джеваншира). События датируются 639 годом. (Албанский принц Джеваншир 616-669).
Хив
Памятник, высеченный из очень твердой породы камня - доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась - она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (
В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.
Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха ... с опорой Аллаха. Пусть Аллах... спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.
Селение Хив - единственное в Южном Дагестане село, на которое в 1942 году была сброшена вражеская бомба.
Гюхряг
На территории села (участок Чвараг) имеется священное место Пир, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре.
Недалеко от Джума-мечети в Дербенте была расположена баня, где можно было совершить полное омовение (гусль). Перед входом в мечеть врыт каменный столб — молчаливое напоминание о прошлом. По преданию, здесь иранский Надир-Шах, напавший в 1741 году на Кайтаг и Табасаран, велел насыпать холм из человеческих глаз. Этой экзекуции подверглись жители непокоренных аулов Кайтага и Табасарана.
Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских источниках; еще больше осложнений вносит в дело арабский алфавит, совершенно неподходящий для передачи необычных иностранных имен (Так в арабском тексте Ибн А'сама (см. А. Н. Курат, — “Ankara Universitesi, dil ve tarih dergisi”, 1949, VII/2, стр. 268) и у Ибн Асира (V, стр. 45) название реки Алран (текущей на расстоянии шести фарсахов от ал-Баба) должно читаться *ал-Вак. Другая форма того же имени Дарвак (Дарбах) у Гарнати (изд. Феррана, стр. 83) передана как вместо правильного ад-Дарвак).
Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.
И еще одно поверье бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья - это целый жанр табасаранского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса. И каждый из этих варваров оставил свой отпечаток в истории моего маленького гордого народа.
В экспозиции азербайджанского Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой.
Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку. Надпись на шербетнице относится к 680 году.
Поселение Гамах-гул находится на приречной террасе у реки Рапакчай. От него остались лишь развалины, сохранилось небольшое кладбище с 40 надмогильными плитами и надмогильное сооружение – «гюмбет», названный в народе как Гамах наквар. На кладбище проводились раскопки. Их вела группа, возглавляемая сотрудниками ИИЯЛ ДНЦ АН СССР антропологом Ю. М. Гаджиевым. Было установлено, что здесь захоронено 25 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 15 взрослых. Четыре черепа пробиты ударами кинжала или топора. Могильные ямы сделаны в виде вытянутого четырехугольника глубиной 1,5 —1,8 метра. Детские захоронения расположены на глубине не более
Петровская роща над Дербентом.
На восточном склоне горы ныне Джалган (Джал гъван-каменный забор) Дербентского района Дагестана находится - Петровская роща как, роща Петра I. Недалеко от этой рощи находится пещера «святых сосцов» с родником из которого по преданию пил воду Петр I. После этого местные жители родник стали называть «Урус-булах», то есть русский ключ. Это большая сталактитовая пещера с родничком с целительной водой. Считалось, что капли падающие со сталактитов — «святых сосцов», излечивают от многих болезней. Легенда сослужила хорошую службу: лес в окрестностях пещеры, считался священным и оберегался от порубок. Роща представляет собой дубовый лес, состоящий из старых и молодых деревьев. По преданию в этой роще в 1722 году табасаранскими беками в честь Петра I был устроен большой пир во время его персидского похода.
Здесь же находится древняя могила, где по мнению ряда исследователей в 337 году похоронен первый католикос Кавказской Албании Григорис, мученически погибший близ Дербента. Григорис известен в здешних местах как Святой Георгий или Георгий –Победоносец.