Приветствую Вас, Гость

 

ПРОМЫВАЛЬНЫ ЗОЛОТА И РУДНИКИ САМОЦВЕТОВ ТАБАСАРАНА

4. ГАЛИ ГУГРАГ (ГАЛИ ГЮГЬРЯГЪ)..
Разрушенные села: Гали Гюгряг - старое селение, на запад, 7 км. Удихъ - на запад, 10 км. Экендил - на запад, 10 км. Сттич1 – на юг, 10 км. Варта – на юг, 12 км. Хурцик – на запад, 10 км. Гарззир – на запад, 10 км. Метти гъул – на юг, 10 км. Ужжихъ – на запад, 12 км. Гюгьрягъ – на запад, 10 км. Акалар - на запад, 10 км. Чвлар – на запад, 12 км. Гугнугъар – на запад, 12 км.

5. ВЕРХНЫЙ ГУХРАГ (ЗЗААН ГЮГЬРЯГЪ, ГЮГЬРИКЪИ)
Разрушенные села: Къулгунин къул’ин - на югозапад, 2 км. Гъугърумарин. Гьеярин къул’ин – на север, 1 км.

6. ДАГНИ (ДАГЪНИ)
Разрушенные села: Хяр’ин - на север, 0,5 км. Дагъни бистинари - на юго-запод, 1,.2 км. НитІик - на восток, 2 км. Диккинигъ – на юг, 1,2 км.8. Дагни (Дагъни)

7. Джульджаг (Жулжагъ)
Разрушенные села: Жулж’ин – на северо-запад, 0,5 км. Цухниф – на запад, 1 км.

8. ДЖУЛЬДЖУНИФ (ЖУЛЖНИФ ЖЖУЛЖЖУНДИФ)
Разрушенные села: Гум’ин. ГъухтІин – на север, 0,5 км. Гъул’ин – на юг, 0,6 км. Эт1лер – на юго-восток, 1 км..

9. КУВАГ (КУВАГЪ КВАГЪ)
Разрушенные села: Мишри - на юг, 1 км..

10. Кулиф (Кьулиф).
Разрушенные села: Дулдугъарин никьаригъ - на север, 0,7 км. Раццарикк - на север, 0,5 км. Жжулжж’ин – на северо-восток, 0,5 км. Ругжжарин к1уларт1ин – на север, 1 км.

11. Ляхя

12. ЕРГУНАГ (УЬГНЯГЪ ЮРГНЯГЪ)
Разрушенные села: Хандин шид - на севео, 0,5 км.

13. Хархни
Разрушенные села: Къювхи гьар’ин – на юго-запад, 1 км...

14. ЕРГУЛИГ (УЬРГЪЛИГЪ ЮРГЪЛИГЪ).
ХІУ. Ч1ИЛХЪАР:

1.ЧІиллихъ
Разрушенные села: Аьхю ЧІиллихъ - на запад, 5 км. Хь(у)члар - на юг, 3 км. Хиар - на запад, 2 км. Пажар - на запад 1 км. Грузинарин гъул – на юго-восток, 3 км.

2. Хурсатиль (ХурсатІил)
Разрушенные села: Шагьидарин гъул - на север, 1 км. Хь(у)члар - на север, 1 км. Х(и)’ар – на север 8 км.

ХУ. ЭТЕГАР:
1. Аркит (АхьитІ)                                                                                                             

.Разрушенные села: ГунтІар - на запад, 2 км. Мяхъляригъ - на север, 2 км. Дагграригъ гъул – на юг, 0,7 км. Хянгъярин гъул – на юго-запад, 0,7 км.
2. Бурганкент (Бургьанкент)                                                                                                
Разрушенные села: Дашлукент - на запад, 3 км. Хулюк - на запад, 3 км. Аслагъар - на восток, 1 км. Уьрьшир - на запад, 4 км. ДуртІил - на запад, 3 км.
3. Гали Гухраг                                                                                                                     
Разрушенные села: Гали Гюгряг - старое селение, на запад, 7 км. Удихъ - на запад, 10 км. Экендил - на запад, 10 км. Сттич1 – на юг, 10 км. Варта – на юг, 12 км. Хурцик – на запад, 10 км. Гарззир – на запад, 10 км. Метти гъул – на юг, 10 км. Ужжихъ – на запад, 12 км. Гюгьрягъ – на запад, 10 км. Акалар - на запад, 10 км. Чвлар – на запад, 12 км. Гугнугъар – на запад, 12 км.

4. Верхнее Лидже (Заан Лижва)                                                                                       
Разрушенные села: Укъурири – на юго-восмток, 1,5 км. Ззимззар. Хюрухрар.
5. Рушуль (Рушвул)                                                                                               .
Разрушенные села: Чвуккар - на восток, 0,5 км. Варкьар - на восток, 0,4 км. Жвжвуга-раццар – на юг, 0,2 км.
6. Ружник

7. Сыртыч (СиртІич)
Разрушенные села: Хурцик - 20 км. на север. СтичІ - 18 км. на север. Мегьччи - 30 км. на север. Ганзйир - 22 км. на север. Газрич1ар.
8. Сюгют
Разрушенные села: ЧІуру гъул’инишв - на восток, 3 км. Ч1уру кьуларикки. Было разрушенное селение на месте нынешнего Сюгюта. Чахмах-тепе. Дербен-к1еле. Кьалин ятагъ – здесь было крепость «7 братьем и сестры», такое же как около Хучни.

9. Тинит (ТинитІ)
Разрушенные села: Жжахдигъ - на запад, 2 км. Хюлюгъ - на запад, 2 км. МитІнар - на запад, 1 км. Кьалачи - на север, 1 км. Дурт1ил – на север, 8 км
10.  

ТУРУФ (ТУРИФ)
Разрушенные села: Кьалач - на восток, 3 км. Зиярин кІелдихъ - на северо-восток, 1 км. Мазгулдигъ - на юг, 2,5 км. Гъул’ин - на юг, 3 км. ЧІурчІур хяр - на юго-восток, 1 км. Гъюрдериин - на север, 1 км. Гъулакк – на юг, 2 км.
11. Фуркиль (ФуркІил)
Разрушенные села: Асккан гъул - на восток, 3 км. Шкьярин гъул -. на юг, 1 км.
12. Хуряк (Хюряхъ)
Разрушенные села: Ерси къул (Эсккикент) - 2 км., на ю г. Жарагъ - 1,5 км., на юг. Харма - 1,5 км.на запад. Зими - 1,5 км. на запад.

13. Цухдиг (Цухдигъ)
Разрушенные села: РухьатІ - войска 
войска имама Шамиля сожгли это селение, 2 км. на юго-запад. Гунт1арин-гъул – на юг, 1,5 км.

14. Новое Лидже (ЦІийи Лижва)

15. ЧУЛАТ (ЧВУЛАТІ ЧВЛАТ!).
Разрушенные села: Старый Чулат - на север, 9 км. Гугнагь - на север, 9 км.

16. УШНИГ (ИМШНИГЪ ГЬЕМШНИКЪ)
Разрушенные села: Гугудихъ - 0,2 км. на северо-запад. КІелдик - 0,5 км. на север. Гъул’ин – на север, 1 км. Геллети – на северо-восток, 0,5 км.
17. ЭКЕНДИЛЬ (АКАНТ1ИЛ).
Разрушенные села: Акант1иль - на запад, 8 км.

 ХУІ. ЭЧІЕНДАР:                                                                                                         

1.ВАРТАТИЛЬ (ВАРТІАТІИЛ ВАРТВА).
Разрушенные села: Дурхьа - на юг, 3 км. Кьул’ин - 3,5 км., на юг.
2. Вечрик (Вечрикк)
Разрушенные села: ГъюрдартІил - 1 км. на север. Ухнарин гъул - 3 км. на северо-восток

3. ДЖУГДИЛЬ (ЖЖАГЪТІИЛ ЖЖУГЪА).
Разрушенные села: Вюркьюляригъ - 1 км. на ю г. Верт1иларигъ – на юг, 0,8 км

4. Куркак (Куркакк)
Разрушенные села: ВертІиларигъ - 2 км. на ю г. Хтунар - 0,8 км. на север.

 5. Сика (СикІа)
Разрушенные села: Дурхьа - 1,5 км. на ю г. Верт1иларигъ – на север, 1 км

1. Дарваг (Дарвагъ)

Святые места: Мечеть 15 века с действующим минаретом. Родгте Гез-булаг. Развалины дома беков (Беглер-Эви) и сторожевой башни.

2. Ерси

Более того, по всему Табасарану раскиданы безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей»:    

 По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Нукьарин к1ул). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами - она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив  ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше- озера Ирана (Иран даграр). А разве не здесь похоронен великий албанский принц Джеваншир?

В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. На надгробном камне в глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму  с тройными лепестками на концах.

Возникает вопрос. А какой католикос похоронен здесь? Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644-671), Ухтанес (671-683) и Елиазар (683-689).

Табасаран - удивительно красивый уголок Дагестана. Природа наделила его живописными ущельями с журчащими серебристыми речками, вереницей хребтов, покрытых густыми лесами, беспорядочно перемешанными с альпийскими лугами, богатым животным миром и гостеприимным народом.

Этот неповторимый край Южного Дагестана с незапамятных времен населялись «албанами», «каспиями», «таваспарами», «таваспаранами», «табарсаланами», «табасаранами». Так их называли в разные времена в разных исторических источниках. Путешественник 12 века Абу-Хамид аль Гарната, совершивший путешествие по Северному Кавказу и проживший у них около трех лет  говорит, что при посещении им Кавказа жил у эмира Абу-л-Касима и этот эмир говорил на разных языках, такие как: лакзанский, табаланский (табасаранский), филакский и закаланский, тюркский, и арабский, и персидский.

Естественное стремление маленького народа к свободе и независимости отразилось в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.

Такая палитра несказочной прозы тысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. В каждом ауле бытуют легенды о борьбе табасаранского народа с полчищами. Краткое содержание легенд таково, что варвары поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами собирали на ток-площадки для молотьбы и устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Около с. Куштиль Хивского района до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар, означающее «Кровавые ток-площадки», в память о "молотьбе шаха", особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.

Кюраг (Кюрягъ)

В горной части Табасаранского района, на хребте, на левом берегу речки Афнанир. Святые места: НикьартIил - место где, 1700 годы под конями варваров молотили детей, на восток, 0,2 км.

Цудук (Ц IУДИХЪ)

Кровавые камни (Ифдин гъарзар) - в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии - на западе, 2,5км.

Кувиг (КУВИГЪ)

Свыше 1,5 км над уровнем моря расположена высокая гора «Каркул» (Кьаркъул дагъ), площадка на которой называется «Эреллер». По преданию на этой площадке иранские полчища молотили жителей близлежащих аулов, и образовалось озеро из крови, известное как «Озеро крови» («Ифдин дагар»). По другим преданиям на местностях «Сенгирик» и «Кай-куйди» (Къай-къуйдиъ) шахские войска также молотили табасаранских детей и стариков.

Вертиль

Одной из достопримечательностей села является  местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев -Ананы, Мананы, Мусананы.

Кондик (ГЪВАНЖИКК)

В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье –«Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует –уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе албан встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Остатки персов были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр»- (Озера Ирана) ), а ущелье –«Джевенжин гъяр»- (ущелье Джеваншира). События датируются 639 годом. (Албанский принц Джеваншир 616-669).

Хив

Памятник, высеченный из очень твердой породы камня - доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась - она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (320 г.х. = 13.1.932-1.1.933 г.).

В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.

Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха ... с опорой Аллаха. Пусть Аллах... спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.

Селение Хив - единственное в Южном Дагестане село, на которое в 1942 году была сброшена вражеская бомба.

Гюхряг

На территории села (участок Чвараг) имеется священное место Пир, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре. 

Недалеко от Джума-мечети в Дербенте была расположена баня, где можно было совершить полное омовение (гусль). Перед входом в мечеть врыт каменный столб — молчаливое напоминание о прошлом. По преданию, здесь иранский Надир-Шах, напавший в 1741 году на Кайтаг и Табасаран, велел насыпать холм из человеческих глаз. Этой экзекуции подверглись жители непокоренных аулов Кайтага и Табасарана.

Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских источниках; еще больше осложнений вносит в дело арабский алфавит, совершенно неподходящий для передачи необычных иностранных имен (Так в арабском тексте Ибн А'сама (см. А. Н. Курат, — “Ankara Universitesi, dil ve tarih dergisi”, 1949, VII/2, стр. 268) и у Ибн Асира (V, стр. 45) название реки Алран (текущей на расстоянии шести фарсахов от ал-Баба) должно читаться *ал-Вак. Другая форма того же имени Дарвак (Дарбах) у Гарнати (изд. Феррана, стр. 83) передана как  вместо правильного ад-Дарвак).

Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: "Двадцать тысяч проклятий тебе!". Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.

И еще одно поверье бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз - и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья - это целый жанр табасаранского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса. И каждый из этих варваров оставил свой отпечаток в истории моего маленького  гордого народа.

        В экспозиции азербайджанского Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой.

Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку. Надпись на шербетнице относится к 680 году.

          Поселение Гамах-гул находится на приречной террасе у реки Рапакчай. От него остались лишь развалины, сохранилось небольшое кладбище с 40 надмогильными плитами и надмогильное сооружение – «гюмбет», названный в народе как Гамах наквар. На кладбище проводились раскопки. Их вела группа, возглавляемая сотрудниками ИИЯЛ ДНЦ АН СССР антропологом Ю. М. Гаджиевым. Было установлено, что здесь захоронено 25 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 15 взрослых. Четыре черепа пробиты ударами кинжала или топора. Могильные ямы сделаны в виде вытянутого четырехугольника глубиной 1,5 —1,8 метра. Детские захоронения расположены на глубине не более 1 метра. Погребальная камера устроена не по мусульманскому обряду — сбоку могилы, а внизу на правой стороне. Это место обмазывалось специальным глиняным раствором. В детских захоронениях обнаружены бусы, ожерелья, кольца, бронзовые браслеты. Это также нетипично для мусульманских захоронений, так как ислам запрещает класть в могилу какие-либо предметы, помимо покойника, облаченного в саван. На кладбище есть надмогильные плиты с куфическими и полукуфическими арабскими надписями. Большинство из них пострадало от времени и трудноразличимы.  Хотя кладбище и заброшено, местные жители все же ходят сюда на поклонение. Объектами поклонения служат «гюмбет» над могилой какого-то святого, также дерево Гамах-пир Достопримечательности кладбища, относящегося к переходному этапу от язычества к мусульманству, на этом не исчерпываются. Есть здесь и «священный» камень — известняк-ракушечник, большая часть которого находится в земле. Этот камень («лизи-гван» — белый камень) служит объектом почитания, в особенности в период засухи. Чтобы вызвать дождь, жители окрестных сел проводили особый обряд. Группа взрослых и детей во главе с муллой направлялась к этому камню. С него топориком откалывали крошки, которые бережно собирались муллой в платок. Затем процессия отправлялась на речку, где мулла, встав на камень посреди реки, ссыпал каменные крошки в воду, читая при этом молитвы из Корана. Находящиеся на берегу дети бросали камешки в реку, стараясь обрызгать находящихся на берегу и муллу. Участники обряда расходились по домам, веря, что дождь пойдет тотчас как только крошки «священного» камня достигнут моря.

Петровская роща над Дербентом.

На восточном склоне горы ныне  Джалган (Джал гъван-каменный забор) Дербентского района Дагестана находится - Петровская роща как, роща Петра I. Недалеко от этой рощи находится пещера «святых сосцов» с родником из которого по преданию пил воду Петр I. После этого местные жители родник стали называть «Урус-булах», то есть русский ключ. Это большая сталактитовая пещера с родничком с целительной водой. Считалось, что капли падающие со сталактитов — «святых сосцов», излечивают от многих болезней. Легенда сослужила хорошую службу: лес в окрестностях пещеры, считался священным и оберегался от порубок. Роща представляет собой дубовый лес, состоящий из старых и молодых деревьев. По преданию в этой роще в 1722 году табасаранскими  беками в честь Петра I был устроен большой пир  во время его персидского похода.

Здесь же находится древняя могила, где по мнению ряда исследователей в 337 году похоронен первый католикос Кавказской Албании Григорис, мученически погибший близ Дербента. Григорис известен в здешних местах как Святой Георгий или Георгий –Победоносец.