Приветствую Вас, Гость

САСАНИДСКАЯ ПЕРСИЯ

Империя Сасанидов (перс. [sɒsɒnijɒn]) —Сасанидов.

Существовало с 224 по 651 год. Сами Сасаниды называли свою державу Эраншахр ( — Eranshahr) «Государством иранцев (ариев)».

Династия Сасанидов была основана Ардаширом I Папаканом после победы над парфянским царём Артабаном V (перс. Ardavan) из династии Аршакидов. Последним сасанидским шахиншахом (Царём царей) был Йездигерд III (632—651), потерпевший поражение в 14-летней борьбе с Арабским халифатом.

В середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.

Ардаш́ир (ок. 180—241 по Р. Х.) — первый шаханшах Ирана в 224—241 гг. из династии Сасанидов.

Согласно зороастрийскому своду «Денкард», по повелению Ардашира верховный первосвященник Тусар (или Тансар) собрал сохранившиеся списки книг Авесты и изучив их, установил канон маздаясны, религии по учению Заратуштры.

Известно послание Тусара к царю Табаристана, с увещанием признать Арташира законным государем Ирана.

Верховным жрецом у Ардашира был Тансар, или Тосар (пехлевийское письмо допускает двоякое прочтение). Он носил титул эрбад, которым при парфянах величали, видимо, ведущих сановников зороастрийской церкви. (Рядовые священнослужители именовались на протяжении всего сасанидского времени просто «мог» — словом, восходящим к древнему магу — “маг”.) Тансару в качестве сторонника Ардашира предстояло выполнить трудную задачу. Ведь если Аршакиды, захватывая власть, претендовали на роль борцов за веру против неверных Селевкидов, то Сасанидам следовало оправдать свержение своих единоверцев. Мы можем проследить, как они пытались достичь своих целей, по дошедшему до нас письму, написанному самим Тансаром Гушнаспу- правителю Табаристана на севере Ирана. Эту область было трудно покорить силой, и Тансар от имени Ардашира написал Гушнаспу письмо, чтобы убедить его добровольно подчиниться новой власти. Дошедшее до нас письмо является ответом на одно из писем Гушнаспа. В нем Тансар отвечает на многочисленные, полные сомнений вопросы и опровергает одно за другим критические замечания, высказанные северным правителем. В религиозной сфере правитель Табаристана Гушнасп обвинил Ардашира “в отречении от традиций, которое, может быть, и верно с мирской точки зрения, но не хорошо для дела веры” (Тансар-наме, 36). На это обвинение Тансар выдвигает двойное возражение. Во-первых, пишет он, не все старые порядки хороши, а поскольку Ардашир “более щедро наделен добродетелями, чем прежние правители... то его обычаи лучше старых”. Во-вторых, утверждает он, вера пришла в такой упадок после разрушений, учиненных Александром, что при Аршакидах уже нельзя было точно знать старые “законы и обряды”, а потому вера “должна быть восстановлена человеком правдивым и здравомыслящим... потому что до тех пор, пока вера не истолковывается разумно, она не имеет прочной основы”. Ардашир притязал, таким образом, на получение полного права делать такие изменения, какие ему заблагорассудится, и изменения эти одинаково одобрялись Тансаром, невзирая на то, были ли это нововведения или же восстановление старых порядков.

То, что притязаниям Ардашира отважно противились некоторые его единоверцы, видно из протестов правителя Табаристана Гушнаспа против “излишних кровопролитий, которые совершаются по приказу Ардашира среди тех, кто выступает против его решений и указов” (Тансар-наме, 39). На это Тансар отвечал, что люди стали нечестивыми, а поэтому их самих следует обвинять в казнях и убийствах, а не Царя царей. “Кровопролития среди людей такого рода, даже кажущиеся чрезмерными, мы считаем жизненно важными и здравыми, живительными, подобно дождю для земли... потому что в будущем основы государства и религии будут этим всесторонне укреплены...” (Тансар-наме 40).

Остается, однако, неясным, какие именно религиозные мероприятия Ардашир, по признанию Тансара, проводил в жизнь путем кровопролитий. Существует несколько источников по истории ранних Сасанидов, и можно найти в них разные меры, которыми Ардашир и персидские жрецы могли бы ущемить и рассердить своих зороастрийских единоверцев. Так, вместо прежнего братства местных общин была создана единая зороастрийская церковь под прямым и авторитарным управлением Персии; это сопровождалось установлением единого канона авестийских текстов, одобренных и утвержденных самим Тансаром. Это событие описывается в пехлевийском сочинении Динкард следующим образом: “Его Величество Царь царей Ардашир, сын Папака, следуя Тансару как своему религиозному руководителю, повелел, чтобы все разрозненные учения были доставлены ко двору. Taнcap встал во главе и выбрал те, которые были достоверными, а остальные исключил из канона. Он издал такой указ: впредь верны только те сочинения, которые основываются на религии поклонения Мазде, потому что отныне нет недостатка в точном знании относительно их” (Динкард 412, 11—117; Zaehner, 1955, с. 8). В другом месте в том же сочинении предсказывается, что не будет мира в иранских землях до тех пор, “пока не признают его, эрбада Тансара, духовного вождя, красноречивого, правдивого, справедливого. А когда они признают и подчинятся Тансару... эти земли, если они пожелают, обретут спасение вместо отхода от зороастрийской веры” (Динкард 652, 9—17).

Царь Табаристана отказался подтвердить полномочия Ардашира, и последний решил утвердить свою власть силой оружия. Так начинается многовековая война Персии против табасаранского народа.

В 226 г. Арташир был торжественно коронован и принял титул царя царей (шаханшаха). Однако, чтобы стать во главе Ирана, Арташиру пришлось покорить 80 царьков и захватить их области. Молодое государство родилось и росло в войнах. Он последовательно продолжал свои завоевания. В действительности Ардашир I захватил Мидию, территорию Иранского, или Южного, Азербайджана, Сакастан (Систан), Хорасан и Мервский оазис.

Во главе государства стоял шаханшах, который принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престолонаследие не имело ещё строгих законов, поэтому шах стремился назначить своего наследника при жизни, но и это не спасло от больших затруднений при наследовании. Престол шаханшаха должен и мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов. Иначе говоря, род Сасанидов считался царским. Родовое наследование. Наиболее высокое положение в государстве занимали шахрдары — самостоятельные правители областей, цари, находившиеся в подчинении у Сасанидов.

После гибели парфянского царя Артабана войну сасанидам объявляет его брат Валарш из табаристанской династии Аршакидов.

Согласно Мовсесу Хоренаци, во время царствования албанского  царя Валарша «...толпы хазир (хазар) и басил (барсил), соединившись, прошли через врата Чора под предводительством царя своего Внасепа Сурхапа, перешли реку и рассыпались по эту сторону ее (в страну гуннов)». Им навстречу вышел Валарш во главе многочисленного войска и, обратив их в бегство, преследовал до Чора), где и погиб «от руки могущественных стрелков».

После гибели Валарша престол занимает его сын, Хосров, «на третьем году царствования албанского царя Артабана». Как известно, последней албансий Артабан V, о котором здесь идет речь, провозгласил себя царем в 213 г. Хосров занял престол сразу же после гибели своего отца Валарша «на третьем году» царствования Артабана V, как подчеркивает Хоренаци, т. е. в 216 г.

Хосров (211—259)  царствовал 48 лет. После падения династии Аршакидов в 226 году вёл успешные войны с Арташиром I Сасанидом..

Отсюда следует, что первое вторжение барсил с хазарами в Албанию, сведения о котором сохранил Мовсес Хоренаци, имело место, по-видимому, около 215/6 г, т.е. приблизительно за 10 лет до того момента, когда) согласно Агафангелу, при этом же царе Хосрове впервые появляются в Албании и гунны.

Разве эти не те «...толпы хазир (хазар) и басил (барсил), которые ворвались в Албанию и обосновались в местности, которая вошла в историю, как страна гуннов (гъунарин вилаят)»?

Итак, согласно Агафангелу, царь Хосров из табаристанской  династии Аршакидов, на следующий год после гибели последнего царя Артабана V (213 - 224) и захвата власти в Иране основателем новой династии Сасанидов Ардаширом I (224 - 241), т. е., по-видимому, около 225 г., «... собрал войска албан, открыл ворота албан  и твердыню Чора он (Хосров) вывел войско гуннов (Гъуннарин вилаят) для того, чтобы напасть на оккупированную землю персами... Быстро прибыло (к нему) в поддержку много сильных и храбрых отрядов конницы албан, лпинов, чилбов, каспиев и других (указаны топонимы местностей) из тех областей, чтобы отомстить за кровь Артабана».

Через 10 лет, в 225 г., гунны (т. е. те же самые хазары и барсилы) вновь появились в Закавказье, но на этот раз уже в качестве наемников Хосрова в созданной им коалиции против первого сасанидского шаха Ардашира I (Агафангел).

В 259 году был убит руками Анака из рода Аршакидов, которого он приютил, в заговоре, организованном Арташиром Сасанидом, в Кавказской Албании великий сын албанского народа Хосров из табаристанской династии, основателей парфянского государства Аршакидов.

Анак, подкупленный персидским царем, убил албанского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую (Греция). Там мальчик был крещен с именем Григория (имя св. Григория в язычестве было – Сурен) и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (286—342 гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание Христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он погиб там от голода.  Здесь Григорий прожил 13-14 лет, прокармливаемый благочестивою женщиной.

Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что "кони и люди Шапура" дошли "до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам... разрушения и пожарища... учинил..."". Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» - «Шапур».

В первом десятилетии IV в. барсилы (хазары) под предводительством своего вождя, названного в «Истории Тарона» Зеноба Глака «царем севера Тедрехоном», через Дербентский проход вновь вторглись в Албанию, но на Гаргарейской равнине (местность вблизи села Гариг- Гьаргъярин хирар) были разбиты албанским царем Трдатом III (Агафангел, Хоренаци).

Особую активность внешняя политика Ирана приобрела при Шапуре II (309-379), который вел упорные войны с Римом и Кушанами, фактическими союзниками Рима. Шапур к концу своего правления сокрушил Кушанское государство, западные владения которого перешли к Сасанидам.

Шапур II (дата рождения неизвестна, ум. 379) — царь Персии с 309 года. За своё 70-летнее правление вёл неоднократные войны с Римской империей, которые завершились присоединением к государству Сасанидов множества территорий

В научной литературе развернута полемика на счет Кушанов. Вот, кто они

такие Кушаны.

Буршаг – одно из древнейших сёл Агула, (Агульский район) самое высокогорное село, расположенное у подножья вершины Джуфа-дага (3015 м) в долине Кушан, конечный населенный пункт которой - Кушан-дере. Жители села Буршаг говорят на весьма своеобразном кушанском диалекте агульского языка. Вместе с соседними сёлами Арсуг и Худиг, расположенными в долине Кушан, Буршаг образует оригинальный культурный, языковой и географический анклав, выделяющий их среди агулов.

Территория Буршага граничит с тремя районами: Табасаранским, Кайтагским и Дахадаевским. Близкое соседство с табасаранцами и даргинцами наложило свой отпечаток на быт, нравы и обычаи буршагцев. Традиционно жители с. Буршаг имели родственные связи не только с соседними агульскими сёлами, но нередко с табасаранами и с даргинцами.

Сведения о жителях Кушан-дере – кушанах, "рукIушанах” (как их называют соседние табасараны) упоминаются в древних источниках, в частности в источниках Х века Абу Хамида ал-Гарнати.

У Ираншахра не было прочного мира и с северными соседями — гуннами, хазарами и албанами. Иран к этому времени захватил всю прибрежную часть Каспийского моря т. е. великая, древняя Кавказская Албания была расчленена на мелкие марзбаны. При шахиншахе Бахрам Гуре в 425 г. было отбито вторжение гуннов.

Политическая обстановка в это время на Кавказе  следующая: Основная политическая линия, осуществляемая сасанидским режимом в Албании, как и раньше, заключалась в усилении зависимости от империи и обеспечении защиты северных рубежей. Охрана кавказских проходов имела, безусловно важное значение не только для Ирана, но и для Византии. Учитывая это обстоятельство, Византия еще в 442 г. заключила специальный договор с Ираном, согласно которому обязалась за охрану Албанского прохода ежегодно выплачивать Сасанидам определенную сумму "золота".

А для укрепления Дербендского прохода Сасаниды восстановили пять рядов оборонительных стен, тянувшихся от гор до самого моря и разместили здесь сторожевые отряды. А  в это время рвались в Албанию хазары, с юга наступают арабы, несущие новое и всепобеждающее учение пророка Мухаммеда.

Автора этой книги всегда интересовал вопрос: Откуда появились армянские захоронения в Табасаране?

Таваспары упоминаются в "Истории Егише" в связи с событиями около 450 г., когда армянский князь Васак Сюни, перешедший на сторону Ирана призвал на свою сторону в борьбе с гуннами за контроль над "крепостью при воротах гуннов" Чора в стене, перегораживающей проход через Кавказский хребет между владениями албанов и гуннов, «липнов и чилбов, ват, гав, гнивар и хырсан, и хечматак, и пасык, и посых, и пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, всю неприступную страну гор».

Войска Таваспарана не перешли на сторону армянского князя и князь Васак Сюни был разбит в Таваспаране.

В с. Асккан Ярак, Кондик есть довольно обширные  кладбища, где есть даже армянские захоронения. Вот вам и ответ, для полного раскрытия темы истории Табасарана.

Война с персами  возобновилась в 459 г. при шахиншахе Перозе. Он послал правителю гуннов в жёны вместо обещанной царевны рабыню. Обманутый гуннский вождь убил часть иран­ских послов, а остальных, изувечив, выслал с грозным предупреждением. Война закончилась унизительным для Ирана перемирием. Пероз нарушил его и вторгся в гуннские пределы, но потерпел поражение и погиб, однако в памяти соотечествен­ников он остался «Храбрым». Преемник его Валаш заключил мир с гуннами, обязавшись два года платить им дань. Лишь через 20 лет, в результате войн 503—513 гг., Ираншахр покончил с гуннской угрозой.

В 623 г. византийский император Ираклий (610-641) собрав огромное войско вступил в Албанию, где он намеревался провести зиму. Вот что писал по этому поводу Моисей Каланкатуйский: "Когда греческая армия прибыла в несметном количестве, она расположилась лагерем близ быстрого потока, на окраине села Каганкайтук. Она попрала и опустошила прекрасные виноградники и поля, через которые проходила. Ираклий сам возглавляет ромейское войско, и война приобретает иной характер. Весь следующий год император занят подготовкою воинов, а в апреле 623 г. вместо движения на Ктесифон, ожидаемого Хосровом, он начинает поход в Атур-патак-ан до Ганзака (Кондик-Гъванжикк), где чуть было не взял в плен самого Хосрова. Отсюда он отступил в Албанию и взял её столицу Партав. Весною 624 г. персы заняли теснины, ведущие из Албании в Иран, но Ираклий обошёл их более длинным путем через долины. Шахрабараз шёл за ним по пятам, но ромеи ввели их в заблуждение обманным манёвром и разбили, после чего отступили на зимние квартиры в Понт.,

В 627 г.  Ираклий встретился со своими новыми союзниками - хазарами и заключил с ними договор. По сведениям Моисея Каланкатуйского "хазары с

несметными полчищами производили набеги по стране нашей (Албании) по повелению Иракла". Вторгшись в страну, хазары первый удар обрушили на Дербенд. После продолжительной осады они разрушили его "дивные стены, для построения которых цари персидские изнурили страну нашу, мобилизуя архитекторов и изыскивая много различных материалов". При взятии города хазары столь жестоко обошлись с его жителями, что среди населения Албании началась паника. Масса людей, побросав свои жилища и имущество, устремилась в столицу страны Партав, но страх перед "хищными волками" был настолько велик, что народ стал искать укрытия в неприступных горах.  Однако хазары, взяв Партав и "сведав о происшедшем, преследовали бегущих и догнали часть их". Что касается сасанидского табасараншаха в Албании (Табасарана) Семы Вштниса (ставленник Персии), то он "взяв с собой все свое имущество и похитив многое из страны, спасся и бежал в страну персидскую".

В 628 г. после убийства Хосрова II к власти пришел его сын Шируйа (Кавад II), который немедля освободил всех заключенных, содержавшихся по приказу его отца в дворцовой тюрьме, в т.ч. и католикоса Виро.

Кавад II — шахиншах Ирана и ан-Ирана, из династии Сасанидов, правил несколько месяцев в 628 году. Сын Хосрова II, от его жены Марии, византийской принцессы. Вступил на трон, свергнув своего отца Хосрова II-го, из-за того, что тот решил передать трон своему младшему сыну Марданшаху от брака с его любимой женой Ширин. Вступив на престол, остановил войну с Византией с уступкой почти всех некогда завоёванных на Ближнем Востоке и Палестине земель. Был убит спустя год, вероятно, отравлен царицей Ширин.

Его смерть стала катализатором бунтов и восстаний в Иране, что привело к ослаблению Сасанидской державы и, спустя 23 года, к окончательному падению. Вернувшись после 25-летней ссылки на родину, разгромленную хазарами и брошенную на произвол марзбаном, он стал единственной реальной политической силой. Чтобы предотвратить окончательньй развал страны, Виро, с одной стороны, обращается за помощью к Ирану, втянутому в борьбу за престол, а с другой, - в марте-апреле 629 г. прибывает в ставку сына хазарского кагана Шата, возглавившего в свое время поход хазар в Албании. Однако хазары, поняв двусмысленную политику Виро, прервали переговоры и подвергли Албанию  новым, еще более разрушительным набегам. Посоветовавшись с влиятельными людьми страны и высокопоставленными должностными лицами, Виро вновь прибыл в лагерь Шата близ Партава. Но нищета и болезни, вызванные грабежами и разрушениями, сделали свое дело. Говоря словами Моисея Каланкатуйского, Албания была захвачена "тремя полководцами - Голодом, Мечом и их помощником Смертью". Тысячи людей, в т.ч. католикос Виро становятся жертвами эпидемии. Однако немного спустя, т.е. в 630 г., внутренние распри, начавшиеся в Тюркском Каганате и положившие конец господству тюрков на Северном Кавказе, покончили и с господством хазар в Албании. Это событие, а также значительное ослабление в результате ирано-византийской войны обеих воюющих сторон способствовали восстановлению политической самостоятельности Албании; к власти приходит династия Михранидов, первым представителем которых стал правитель Гирдимана Вараз-Григор (628-642), получивший титул князя Албании еще при Хосрове II.

Михраниды— династия правителей в Кавказской Албании с конца VI по начало VIII вв. Михраниды, являвшиеся изначально владетелями области Гардаман (не исключено, что это селение Хив - одно из древнейших табасаранских селений, история которого до сих пор мало изучена. По данным, на месте нынешнего селения находился город Гардашан-Гъердешан  на западе Кавказской Албании, в первой трети VII века усилиями великого князя Джеваншира сумели фактически воссоздать Албанское царство. Михран происходил из табаристанского знатного рода Михранидов, восходившего к Аршакидам.  Главным представителем этой династии был Джаваншир Михрани (636 – 680).

В 628 году Император Ираклий со своим войском приходит в область Гардман, крестит Вараза Григора и всячески способствует строительству церквей по всей стране. Вараз Григор первым из Мехранидов получает титул князя всей Албании. Ослабленный войнами с Византией, Иран с большим трудом сдерживает натиск арабов. В битвах с арабами участвуют и албанские войска, возглавляемые Джеванширом. Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает, что Джеваншир семь лет со своим отрядом участвует в этих войнах против арабов и показывает себя храбрым воином и талантливым военачальником. В 636 году происходит очень важная для арабов битва между персами и арабами у древней столицы Сасанидов - Медаине. Вместе с 80-тысячной армией из Атропатены, под командованием сасанидского военачальника Рустама в сражении участвует и Джеваншир со своим отрядом. Персидская армия терпит поражение, а отряд Джеваншира отходит в Атропатену. Приняв участие еще в нескольких сражениях Джеваншир понимает, что дни Сасанидской державы сочтены и в том же году возвращается на родину в  Албанию. Как пишет албанский историк, «в продолжении семи лет храбрый Джеваншир воевал в этих тягостных войнах. Получив 11 тяжелых ран, он простился с ними» и «вспомнив о самодержавии прежних албанских царей,… он задумал никому не подчинять своей участи».  Когда в 639 году остатки разбитых арабами сасанидских войск вторгаются в страну, Джеваншир ведет с ними затяжную войну. Историки отмечают проявленное им в этих сражениях мужество: «он лично поразил известного Гегмази, предводителя армии. Сам он и войско его с мечами в руках производили в них (персах) страшную свалку. Взяв у них много пленных, лошадей, мулов и много добычи, они возвратились. В горах они столкнулись еще раз и в этот день победа удалась ему. Персы хитростью захватывают в плен родных Джеваншира и вновь вторгаются в пределы Албании. В конце концов Джеванширу удается окончательно разбить персов. Эти события происходили в с. Кондик (ГЪВАНЖИКК) Хивского района.

В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье –«Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует –уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе албан встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Персы были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр»- (Озера Ирана) ), а ущелье –«Джевенжин гъяр»- (ущелье Джеваншира).

После этого Джеваншир женится на дочери сюникского князя. Однако,  долго Джеванширу поддержать самостоятельность Албании не удается. В 654 году арабы под командованием Салмана ибн-Рабия, полководца халифа Османа, вторгаются в Албанию. За Дербентом путь им преграждают хазары. Когда арабы выходят за пределы Дербента, население города запирает за ними ворота, а «хазарский хакан встретил их со своей конницей», и четыре тысячи арабов оказываются перебитыми. При халифе Али междоусобицы сильно ослабляют халифат, и Джеваншир, воспользовавшись этим, перестает платить ему дань. Независимости Албании теперь непосредственно угрожают хазары и византийцы. Джеваншир вынужден искать пути сближения с Византией. Он обменивается с византийским императором Константином II письмами и несколько раз с ним встречается. Джеваншир предлагает Константину II принять албанский народ под свое покровительство и византийский император с большой радостью принимает это предложение. Он шлет Джеванширу от византийского двора драгоценные дары, называя Джаваншира властителем Гардмана и князем Албании. Как пишет албанский историк: «Он послал ему в дар великолепные подарки - серебряные престолы с вырезанными позолоченными спинками, златотканые одежды, жемчугом осыпанный меч со своей поясницы… Он отдал ему из рода в род все села и пределы агванских царей». Политика сближения с  Византией в это время, очевидно, была оправдана. Через два года после заключения договора с Византией Албания подвергается нашествию хазар. Хазары доходят до Куры (Кюрар), где объединенные войска албан наносят им поражение и заставляют их уйти за пределы Албании. Через несколько лет хазары внезапно повторяют свой набег и на этот раз доходят до Аракса. Джеваншир вынужден идти на переговоры с хазарами. На берегу Куры происходит его встреча с хазарским правителем. Встреча завершается заключением мирного договора, по которому хазары возвращают пленных, а Джеваншир берет в жены дочь хазарского хакана. Ослабление Византии в борьбе с арабами позволяет Джеванширу выйти из под ее зависимости и, как пишет албанский историк, «подчиниться игу властителя Юга». В 667 году он отправляется на переговоры в столицу халифата. Халиф встречает его с торжественностью, соответствующей его рангу и официально признает его князем Албании. Через три года после этого Джеваншир получает приглашение от халифа приехать в Дамаск, на этот раз в качестве посредника в его переговорах с императором Византии. Джаваншир блестяще справляется с обязанностями посредника. Обе договаривающиеся стороны удовлетворены результатами переговоров. После этого халиф соглашается с предложением Джеваншира снизить подати, которые были наложены на Албанию, на одну треть. Халиф подчиняет Джеванширу княжество (Сюник?) и просит принять в управление Атропатену.

Атропате́на (или Мидия Атропатена, Малая Мидия;— историческая область на северо-западе современного Ирана. Примерно соответствует территории Иранской провинции Азербайджан. Входило в парфянское царство.

От последнего предложения Джеваншир отказывается. Великий сын албанского народа  Джеваншир умирает в 669 г. от тяжелых ран, нанесенных ему одним из участников этого заговора. При нем жил и работал выдающийся албанский историк Моисей Каланкатуйский, автор «Истории страны Алуанк», посвященного истории Кавказской Албании.

Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя. Очевидно, по указанию Джеваншира им была написана «История Албании», в которой, кроме трудов предшествовавших ему историков, были использованы материалы дворцовых архивов, предоставленные в его распоряжение. Все события, которые описаны в книге происходили в Табасаране и Агуле. В этом сочинении сохранились два интересных сообщения, которые в сущности не оставляют сомнений в том, где располагался Лпинк. Согласно первому сообщению, хазары якобы с целью отомстить за смерть Дживаншира вторглись в Албанию: «...великий князь гуннов Алп-Илитуер... вторгся в страну Алуанк и стал опустошать (области) у подножия великих Кавказских гор и поселения гавара Капалак, как бы мстя за кровь Джуаншера. Сам он во главе своей многочисленной дружины пролетел через долины и, переправившись через реку Куру, перешел в гавар Ути, и стал сгонять людей и скот из того гавара, грабил и угонял всех в полон. Затем все они (гунны) возвратились и расположились лагерем в долине у пределов Лпинка».

Комментарии: Алуанк – Агул, а Лпинг –Тпиг. Это Агульский район республики Дагестан. Затем все они (гунны) возвратились и расположились лагерем в долине (по дороге Хив, Лака, Хоредж, Тпиг- начинается долина под названием «Могу-Дере», названная после монголов) у пределов Лпинка (Тпига)». Там и расположились лагерем гунны. Мовсес Каганкатваци никак не может быть армянином. Он албанского происходения. А развалины древнего разрушенного села в Агульском районе «Алпан»  это и есть «Албань».

И так ко всему выше сказанному можно сделать один вывод. После падения табаристанской династии Аршакидов и приходом к власти Сасанидов (около 200 год), и появлением барсил на Северном Кавказе, границы Кавказской Албании сужаются и появляются несколько царств в составе сасанидской Персии: Арран, Ширван, Гилян и Табаристан (см. раздел сасаниды). После распада Кавказской Албании два дружественных (албагнайи) маленьких народа табасараны и агулы, обитаемые в горах Кавказа во главе с выдающимися военноначальниками из табаристанской династии Аршакидов в течении нескольких столетий боролись за свою свободу и независимость.

Мовсес Каганкатваци был прав, ведь он написал другую Историю.

Чрезвычайно разнородный конгломерат обществ на Кавказе, представленный Кавказской Албанией, «гуннскими пределами» за вратами Чора и удельными владениями в горной части Северного Кавказа, объективно играла роль буферной зоны, защищавшей Иран от набегов кочевников с севера. Поэтому приморские районы Восточного Кавказа оказываются в сфере в<