Приветствую Вас, Гость

КУЛЬТУРА

«Почти ни один завоеватель не миновал Табасарана. Гунны, сасаниды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы – все эти … побывали здесь…»

Не пером написана история моего народа - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.

Прежде чем стать интернационалистом надо быть националистом.

Люби свой народ, уважай свою культуру.

  • - колыбель древних цивилизаций, созданных населяющими его народами. Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость.

На всех этапах своего развития табасаранский народ находился в разносторонних отношениях с народами Дагестана, Кавказа, связавшими свою судьбу с Россией. Табасараны, как и остальные дагестанские народы, видят свое будущее только в единстве с Россией - своей многонациональной Родиной. Дагестанские народы хорошо понимают, что выход из России означает распад Дагестана. В составе России Дагестан преодолел раздробленность. Сохранить и укрепить единство российских народов, Российской Федерации - задача и забота всех наций и народностей.

  • не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Дагестана не только многовековыми узами, но и родством. И еще, табасараны более двух столетий в составе России, и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России.

До 1932 г. у табасаран не было своей письменности. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т.Шалбузов. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Табасаранского райкома партии.

Большим событием в жизни табасаран стало открытие Табасаранского Драматического театра в Дербенте несколько лет назад. Табасаранский артисты каждый год приезжают с гастролями в табасаранские селения.

На табасаранском языке издаются республиканская газета "Табасаран нурар" ("Зори Табасарана"), литературно-художественный и общественно-политический журналы "Дагъустандин дишагъли" ("Женщина Дагестана") и "Литературайин Табасаран" ("Литературный Табасаран"), публикуются книги и брошюры в двух издательствах республики. Есть и Табасаранское телевидение (TTV), в каждом районе, канал "Рубас " канал «КаспийТВ» тоже вещается на табасаранском языке.

Наиболее известные табасар. алимы: Шаабан и Мухаммед из Кюряга, Хасан и Гаджи-Магомед из Зирдага и др. Т. — древние аборигены края. На территории их расселения происходили общие для Вост. Кавказа соц.-эконом. и этнические процессы. Здесь прослеживается непрерывность соц.-эконом. и культур. развития, вхождение земли Т. в ареал формирования вост.-кавказ. этнокультурной общности. С III тыс. до н.э. происходит распад этой общности на этнокультурные субобщности, которые явились основой образовавшихся во II и I тыс. до н.э. дагест. племен, в т. ч. Т. Ареалом сложения табасар. племени служила приморская и предгорная часть южного Дагестана к северо-западу от Дербента.

Материальная культура табасаранов, как и культура любого народа, имеет ряд специфических черт и является одним из проявлений состояния экономики, особенностей природно - географических условий (экологии), культуры и общественного сознания народа. На формирование материальной культуры оказывает влияние целый ряд факторов: естественно- географические условия, хозяйственная деятельность, этнические традиции, социальные преобразования, внешние факторы (родственные (тухумные); крупные территориально-родственные; небольшие территориальные; советское деление).

Поселения табасаранцев складывались на протяжении многих веков под влиянием социально - экономических, политических и природно - географических условий. При выборе места для поселения табасаранцы руководствовались несколькими принципами, главными из которых являлись : безопасность (труднодоступность); наличие вокруг поселения земли, годной для пастбищ, сенокосов и пахоты; наличие водного источника вблизи поселения.

В различные исторические периоды и в конкретных естественно - географических условиях, в зависимости от конкретной обстановки, вышеприведённые факторы не являлись постоянными, "наблюдаются колебания в силе их действия : периоды усиления и ослабления". Однако соображения обороны, а также стремление к экономии пахотной земли были главной причиной неудобного расположения поселений, особенно в Верхнем Табасаране.

Жилища табасаранцев, так же, как и поселения, складывались на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов (социальных, экономических, природных). В различные исторические периоды в жилище происходят определённые перемены; изменяются функции жилища, материал и техника постройки, внутренняя планировка дома, назначение помещений, этажность, форма перекрытий, виды покрытия, формы отопительной системы, интерьер и внутреннее убранство жилых помещений и т.д. Характер жилища табасаранцев определяется географическими условиями, рельефом местности, наличием определённого строительного материала. Так, в Верхнем Табасаране острое малоземелье, специфика хозяйства, оборонный фактор привели к значительной скученности и тесноте жилищных построек. Здесь редко можно встретить обособленный дом. Обычно все дома располагаются в непосредственной близости друг от друга, образуя сплошную стену. Многие дома не имеют даже дворов ( с.Сертиль, Кужник, Джули, Яргиль, Хоредж, Кондик и др.).

Встречаются дома с небольшим двориком перед домом, где обычно держат сельскохозяйственный инвентарь. Тут же под навесом находится небольшая печь - "тирин" (марцар) для выпечки хлеба. На дворе обычно нет никаких хозяйственных построек.

  • селений Табасарана древнего происхождения. В зависимости от рельефа селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений характерно расположение на естественных укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В них не было прямых улиц, т. к. проведение улиц регулировалось такими факторами как рельеф, топография поселения, родственные связи. Наибольшим древним типом было небольшое поселение, в котором жил один тухум. На определенном этапе на смену родственным поселениям приходят крупные многоквартальные селения, характеризующиеся расселением родственных групп. В 19 в. территориально-родственное расселение уже не было господствующим. Оно постепенно уступило место территориальному. Во многих селениях названия квартала соответствовало наименованию родственной группы. В каждом селении был гим (годекан), который обычно располагался около кузницы, позже около мечети; здесь решались важнейшие хозяйственные и общественные дела, касающиеся всего селения. В прошлом во всех селениях на кладбище существовали тухумные участки. Эта традиция сохраняется до настоящего времени. Некоторые селения имели отдельные тухумные кладбища (Кондик, Зильдик, Чере, Тинит, Джульжаг и др.). Основные общественные, сооружения - боевые и сторожевые башни, мечети.

В наше время появились новые населённые пункты (иногда вблизи старого селения) с прямыми, широкими улицами, водоснабжением, освещением.

Традиционные жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде, или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Сараи для сена сооружались отдельно рядом с жилым домом или выносились на окраину. В горных селениях встречаются дома трехэтажные, редко четырехэтажные. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком. Многие дома имели опорный центр, столб "мурхвал", часто украшенный резьбой. Основные строительные материалы - камень, дерево и глина. Дома украшены каменными резными деталями (разного рода знаки и символы небесной космогонии - круги, розетки, свастики, изображения животных - льва, оленя). В жилых комнатах устроены пристенные камины (гаму), в стенах - ниши, предназначенные для хранения постели, посуды и др. предметов обихода. Для внутреннего убранства характерны ковры, покрытые резьбой лари для зерна, продуктов, деревянные кровати со шкафами внизу, низкие табуретки, сундуки, детские люльки, посуда, утварь (деревянная, гончарная, медная), станок для тканья ковра. В наше время строятся дома двухэтажные с большими окнами, шиферной или железной крышей, с приусадебными участками (сад, виноградник, огород). В планировке и облике совр. жилищ сохраняются нар. традиции.

Значительно менее скучены дома в Нижнем Табасаране. Это обычно дома - усадьбы без приусадебного участка, но с арзнообразным числом усадебних построек. Только селения, граничащие с Дербентским районом, определённое место на участке, обычно позади дома, выделяли под огород. В целом, как и Верхнем, так и в Нижнем Табасаране усадьбы как таковой не было. В некоторых сёлах её заменяет небольшая площадка - двор. Пахотные поля, сады, виноградники, ореховые деревья обычно разбросаны вокруг селения небольшими клочками, с общей изгородью (со стороны дороги) для группы участников. Перед домом или на краю села находятся все остальные хозяйственные постройки, кроме хлева. Существенный элемент табасаранской усадьбы составляют ограды. Самыми прочными считались заборы из камня вокруг дома. Высота каменных оград достигала 2 - 2,5 м. Распространённым материалом для оград служит плетёнка ( "джаг")из стволов фундука. Существовали два вида плетения: горизонтальное и вертикальное. Большие ворота устраивали с помощью горизонтального плетения, маленькие калитки плели вертикально. Некоторые состоятельные люди делали дощатые ворота, иногда арочной формы (с.Кондик, ЧIере).

Старая часть села. Селение Хурик.

В XIX - начале XX вв. в Табасаране были известны следующие типы жилища : одноэтажный - "жилин хулар", двухэтажный - "кьюб мертебайин хулар" (их ещё называли "гьавайин хулар" - воздушный дом), трёхэтажный, реже четырёхэтажный. В послереволюционный период в жилище табасаранцев происходят определённые изменения: меняется внутренняя отделка дома. Однако в этот период строительство домов нового типа происходило очень медленно. Первоначально, в основном перестраивались старые жилища. Продолжалось деление больших комнат на несколько маленьких. Но делили комнаты не плетёнкой, а при помощи капитальных стен. Иногда к старому дому делали пристройку. А хлев по-прежнему оставался в нижнем этаже. Лишь в отдельных домах происходили существенные перестройки.                                                Табасаранская музыка                                                                                                                                                                                            Табасаранская музыка - самостоятельная ветвь южно-дагестанского фольклора. До нач. 20 в. сохранялись древние обряды (изгнания злых духов ударами в медный гонг, поминальный обряд "Ясс" с причитаниями и др.), традиция состязаний ашугов. Среди певцов-сказителей - Хасбулат Геригский и его дочь Нигар-ханум, прозванная "Мелодия-ханум". Ныне бытуют трудовые, культовые, свадебные песни. Для мужского пения характерно инструментальное сопровождение, для женского - сольное или унисонно-ансамблевое исполнение без аккомпанемента. В табасаранском свадебном обряде встречается женское антифонное пение. Во многих песенных жанрах, в т. ч. в песнях любовно-лирические содержания, существует традиция исполнения различных поэтических текстов на одну и ту же мелодию (хеяг). Среди инструментов: струнно-щипковые - саз, Свадебная песня. Запись М. А. Якубова. тар; духовые - зурна, открытая флейта шитрам, рожок из древесной коры ттё-ттё, язычковые пилли и цигиппи; ударные - барабан (далдабу), бубен (дафт), дак (барабан с дерев. мембраной); гармоника. Танцы ялгни ялхан (танец с прыжками), набатханум (плавный женский), танец стариков явшимукам ("тихая мелодия"), быстрый танец в размере 2/4 аваркавха ("аварский староста") и др. исполняются в сопровождении инстр. ансамбля. После Окт. революции 1917 зарождается современная проффессиональная музыкальная культура. Среди самодеятельных композиторов известность приобрёл К. Магомедов (сборник песен "Песня о Родине", Махачкала, 1984), среди певцов - Ахмед Уруджев, Зульфия Курбанова, М. А. Якубов, Марьям Казиева.

Национальная одежда

Одежда табасаранцев изготовлялась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве. Наряду с тканями домашнего производства одежду шили и из привозных тканей, которые приобретались в основном в порядке обмена. С проникновением в табасаранские сёла фабричных тканей, особенно дешёвых, спрос на кустарные ткани и другие изделия постепенно падает. К концу XIX в. домотканное сукно, льнянное и хлопчатобумажное полотно частично выходят из употребления. Однако соотношение местных и покупных материалов зависело целиком и полностью от материальных возможностей, социального положения жителей. Привозные ткани ценились дорого и были доступны, главным образом, богатым людям и в основном употреблялись для шитья праздничной одежды. Поэтому для основной массы населения главным источником получения материалов для одежды вплоть до 30-х гг. XX столетия оставалось домашнее производство.

Мужская одежда и головные уборы

Мужская одежда по своей внешней форме схожа с одеждой других народов Дагестана. Сходство проявляется не только в форме и покроях одежды и обуви, но и в способах их ношения. В то же время она имеет и некоторые свои локальные варианты.

В XIX - начале XX вв. мужская одежда табасаранцев состояла из следующих основных частей : черкески - "чуха" ("хуччич"), бешмета - "валжагъ", рубашки - "ккуртт", штанов - "хужаг", шубы - "ургам" (разновидности - "кавал ургам", "чубухайрайн ургам"), папахи - "бачукI" и обуви. Материалом для изготовления головных уборов служили овчина, сукно, войлок, каракуль. Для изготовления нарядных папах использовалась шкурка высокого качества, которую вырабатывали из улучшенной породы овец. Выбирали шерсть естественных цветов - чёрную, белую, серую. По форме, покрою и материалу можно выделить следующие типы мужских шапок : "парах бачукI" -традиционный головной убор, распространённый повсеместно, сшитый целиком из простых шкурок длинноворсных овец. "Парах бачукI" (разновидности "ашли бачукI", "хункI") являлся повседневным и рабочим головным убором, который носили бедные крестьяне. Одновременно с "парах бачукI" носили папахи "шиш бачукI". она являлась парадной и выходной для беднейших крестьян и повседневной для состоятельных табасаранцев. "Шиш бачукI" шили из шкурок местных улучшенных пород овец. По форме она была высокая, конусообразная с суконным верхом. Некоторые состоятельные мужчины носили каракулевые шапки - "бухара бачукI". По форме они были различные - конусообразные, расширяющиеся кверху, сплошь каракулевые и с бархатным верхом.

В настоящее время в сёлах мужчины носят те же головные уборы, что и в городе - шляпы, фуражки, ушанки, меховые (ондатровые, норковые) шапки.В тоже время во всех сёлах некоторые представители старшего поколения всё ещё продолжают носить традиционные меховые шапки.

Материалом для женского костюма служили изделия домашнего производства из льна, шерсти, хлопка. Наряду с домотканными материалами использовались и фабричные ткани, нефабричные восточные ткани (узорнотканный шёлк -"хара", золототканный шёлк - "дарай", бархат), приобретавшиеся состоятельными людьми в местных лавках или в Дербенте. Женская одежда табасаранок состояла из следующих основных компонентов : рубахи - "ккуртт", штанов - "хужаг", верхнего платья - "валжагъ", платья - "булушка (позднее), обуви, различного рода головных платков.

Немаловажное значение женщины придавали и украшениям. Почти все украшения заказывались ювелирам или покупались готовыми. В конце XIX - начале XX вв. в Табасаране был распространён ряд украшений, главным из которых являлся пояс - "камар". "Камар" был двух видов - кожаный или матерчатый с нашитыми серебряными украшениями и с серебряной пряжкой и целиком серебряный. Табасаранки носили кольца - "тIулсан" (лит."тIублан") и серьги - "сиргьйир" ("ибарикахьрудар"). Некоторые женщины носили на запястье браслеты.

Пища

Характер пищи табасаранов определялся природными и географическими условиями, их хозяйственной деятельностью, этнокультурными традициями. В связи с тем, что основными отраслями хозяйства табасаранцев были земледелие и скотоводство, в их пищевом рационе преобладали продукты земледелия и животноводства. В горной зоне, где преобладало скотоводство, сочетавшееся с небольшим по объёму земледелием, преобладала мясо - молочная пища и растительная (зерно, бобы, дикорастущие травы). Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Основной напиток - айран. Основное повседневное блюдо - хинкал с мясом. Приправой для хинкала служили: кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубленого мяса, из требухи, яиц и молока)-афрар, блины-гъванжрар, чуду из картошки с требухой или с мясом-цiикаб. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы. Здесь ощущалась постоянная нехватка хлеба. Поэтому жители Верхнего Табасарана мясо, сыр, шерсть постоянно выменивали на зерно. На зиму сушили мясо. В Нижнем предгорье имелись удобные для земледелия, садоводства и виноградарства земли. Здесь занимались и разведением домашней птицы. Во многих селениях здесь был избыток хлеба. Поэтому больше было блюд из муки и злаков, молока и молочных продуктов.

Кухню табасаранцев равнинной части (селения, граничащие с нынешним Дербентским районом) значительно разнообразили некоторые огородные культуры, бахчевые, фрукты, виноград. Помимо всего этого, во всех сёлах Табасарана занимались собиранием дикорастущих трав и лесных плодов, которые имеются в достаточном количестве. Для выпечки хлеба строили специальные печи из красной глины - "тирин"(марцар). Там же на свадьбы разводили огонь, ставили кастрюлю с водой и опускали целого барана, и закрывали сверху, и засыпали глиной. Получается деликатесное блюдо (бирган). Все это покрывали паласом (бархал) и оставляли до утра. Табасараны имели и свои деликатесы-«маар-рижвар»: Вытаскивали из варенной головы барана мозги, перемешивали с варенным курдюком и легкими мелко нарезав. 

Предания                                                                                                                                                                                                                                   Основой для формирования сюжетов преданий "Къягьримнар" ("Богатыри") и "Кар даш" ("Глухой камень") также послужили сасанид-ские походы в Южный Дагестан в период правления Иездигарда, Кубад-шаха (Кавада 1) и его сына Хосрова 1 Ануширвана в У -У1 веках. В первом предании сюжетообразующим мотивом является единоборство старшего из семи братьев-богатырей с предводителем персов, который был с золотым шлемом на голове ( "гъизилин хунк1 к1ул*ин алир"). "Однажды в Табасаран пришло тревожное известие, что чужеземцы, захватив всю степь Аран, что находится южнее Дербента, пробираются в горы. Это было многочисленное войско персидского шаха Езидара (Иездигерда) Враги все сметали на своем пути. Они убивали всех, не щадя даже грудных детей. Через несколько дней они захватили город Дербенд и покорили всех жителей. Иранцев было так много, что часть их обосновалась севернее города в местечке под названием "Кафари". Чудом уцелевшие жители древнего Дербенда с ужасом рассказывали о преследованиях захватчиков. Табасаранцы послали гонцов во все концы Южного Дагестана и сообщили о приближающейся беде. О трагических событиях в Дербенде стало известно и семерым братьям-богатырям из селения Кулик. Они решили собраться силами у родника, что находится под Черным лесом. Три дня горцы готовились к сражению с персами. Молодые воины точили свои мечи и сабли, подгоняли свои кубачинские доспехи на себе и конях. Братья-богатыри собрали горцев и пошли на место встречи. На сходе объединенных сил решили, что семеро братьев с отрядами ополченцев ночью с восходом луны нападут на врагов с разных сторон. Остальные - ждут сигнала в густом лесу. Как только показалась луна, словно стрелы молнии двинулись отряды на лагерь персов. Через миг взметнулись костры горящих палаток врага. Крики напавших и стоны раненых чужестранцев перемешались в одном ужасном вое. В панике покидавших своих пристанищ врагов настигали тысячи раскаленных стрел. Враги начали тесниться к лесу. Вдруг из леса неожиданно налетели отряды ополченцев. Так до утра горцы рубили врагов, не давая чим опомниться. С рассветом было видно, что часть персов осталась на поле битвы. Но среди захватчиков отважно сражался один воин, на голове которого был золотой шлем. Это был их предводитель. Когда бой несколько затих, он крикнул табасаранам, что намерен сразиться с кем угодно в единоборстве. Из глаз его сверкали искры, конь становился на дыбы и танцевал. Иранский богатырь поражал своей отвагой и красотой.

  • остановились и ждали, чем закончится вызов иранского вожака. Тогда семеро братьев собрались и решили послать на единоборство наиболее смелого - старшего. Табасаранский богатырь как горный орел стрелой налетел на противника. Сперва соперники бились мечами и щитами. От искр их ударов горела земля. И персы, и горцы, затаив дыхание, следили за сражением двух смельчаков. Они бились долго и беспощадно, но силы были равными. Затем единоборцы решили биться на копьях. Несколько раз с разбегу их кони врезались с криком друг в друга. Но изможденные смельчаки не подавали виду, что устали. Последний раз табасаранский богатырь собрался с силой и с криком "Я Тевекер!" ( "О, Тевекер!") как коршун налетел на перса и с размаху ударил мечом по противнику. Враг раскололся на две части и свалился на майдан. Когда персы увидели мертвого вожака, в панике бросились в крепость Нарин-кала и крепко заперлись внутри. А горские отряды не могли войти в город, -крепостные стены были слишком высокими. Но чтобы защищать Табасаран от персов, братья-богатыри решили построить семь крепостей в горах. Тогда были построены крепости Дюбек, Цанак, Хучни, Ваак, Ришит (Дарваг), Рубас, Мамрачарик". На расстоянии 3-4 км от Хучни, на возвышенности, сохранились остатки крепости, известной названием "Крепость Семи братьев". О крепости существует легенда, известная в нескольких вариантах, некоторые из них приводились и в литературе. Мое внимание, однако, привлекли именно отличительные детали вариантов легенды: сообщая подробности и взаимно дополняя друг друга, они могут содержать и элементы исторической реальности, не сохранившиеся в источниках других видов. Поэтому приведу здесь различные варианты этой легенды. предания говорят о том, что в крепости неко-гда жили 7 братьев и их красавица сестра. Я подолгу рассматривал башню... Есть легенда, что когда-то в ней жили семь братьев и одна сестра. Однажды подошли враги, но пройти в табасаранские земли они не смогли. Штурм башни следовал за штурмом — как волны откатывались враги. Подчеркивая ее красоту, некоторые предания утверждают: ее косы были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала его в реку, а затем вытягивала кувшин с водой с помощью кос наверх в крепость. По некоторым вариантам предания, братья поселились в крепости по приглашению жителей близлежащих селений для их защиты, ибо братья были признанными богатырями и умелыми, опытными воинами. Население содержало братьев. Братья успешно защищали окрестные села и неоднократно выдерживали осады. Сестра готовила им пищу и выполняла домашнюю работу. Но, во всяком случае, следует отметить, безусловно, положительное отношение народа к братьям - защитникам родины и, безусловно, отрицательное отношение к врагам во всех вариантах предания.Так были казнены пятеро. Двоим каким-то образом удалось вскочить на быстроногих, летящих как ветер лошадей и спастись от врагов. Один из этих братьев - Касум - прожил долгую жизнь и основал селение Касумрин гъул, а второй брат Сардран гъул. Между тем, поднялись жители всех окрестных сел, иступили против врагов, не пустили их в Верхний Табарасан, и в конце концов враги вынуждены были уйти восвояси.
  • другой версии: По пути на довольно высокой горке видны развалины крепости, известной как «Крепость семи братьев» - Албанская крепость. В Хучни жил мастер-каменщик по имени Аслан. Было у него 7 сыновей и одна дочь. Сыновья – великаны. К примеру, чтобы сшить им чарыки, не хватало шкур нескольких буйволов. Услыхал о них правитель Хучни Рустам – хан. Призвал к себе и говорит: «Город наш охраняется горами со всех сторон. Только с севера открыта дорога к врагам. Сумеете ли построить крепость?» Братья потребовали 7 буйволов, 7 быков, 77 баранов и обещали за два месяца выполнить приказ хана. На самом деле так и случилось. Довольный хан и джамаат Хучни подарили земли вокруг крепости братьям. Братья по очереди несли дозор, а сестра готовила им еду. О красоте девушки Хуру Бике (Гьюри Бике) по округе разнеслась молва. Много женихов сватались, но не добились ее руки. Не хотела Хуру Бике расставаться с братьями. Но вот на Дагестан напали персы, вел их полководец Юсуф-паша. Остановился он в местности Хербе-Гуран. Сам отправился в разведку. Вдруг выстрел – дыра в папахе. Еще выстрел – еще дыра. Оказывается, стреляла сестра братьев. Не хотела она убивать Юсуф-пашу, решила только напугать, потому что он был несказанно красив. Лес на правом берегу Рубас, куда скрылись братья- герои, много сделавшие для защиты Табасарана от иноземных захватчиков, с тех пор считают священным.  Возможно, что в Табасаране существуют и иные варианты этого предания. Существование его во многих вариантах является весьма любопытным, даже поучительным. Хорошо прослеживаются постепенно наслаивающиеся исторические детали.