Приветствую Вас, Гость

 

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

И, кто он этот великий сосед табасаранского народа

III- нач. X в. - это время важных перемен, когда происходили глубокие социально-экономические и политические процессы, перераспределившие роль ведущих варварских держав на мировой арене. На протяжении всего указанного периода регион был очагом вооруженного сопротивления соперничавших держав: Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство Сельджукидов и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры. Место встречи – древняя земля Дагестана. И в эту резню между межконтинентальными варварскими державами-… был втянут и маленький народ Табасарана, по одной причине за то, что они проживали на побережье Каспийского моря. Само море служило во все времена и сегодня, ареной кровопролитной борьбы и "яблоком раздора". На него претендовали Римская империя и Парфия, а сегодня кому не лень все.

Хаза́ры (ивр. כוזרים‎ (кузарим), араб. خزر‎‎ (хазар), греч. Χαζαροι (хазарой), др.-рус. Козаре, лат. Gazari, Cosri) — тюркоязычный кочевой народ. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён. Хазарский язык является вымершим. Возможность иранской этимологии, от "хазар" ("тысяча"). Ее можно предложить, исходя из отмеченного ал-Мас'уди наименования хазар "хазаран" ("тысячи", мн. число). Возникнуть же это название могло в ираноязычной среде Восточной Европы ("хазар" ("тысяча") — общеиранское слово, вошедшее в армянский и венгерский языки). Господин Новосельцев! Никак это слово не могло возникнуть в ираноязычной среде. Это чисто табасаранское слово «гъаз-гъазар (хазар) –гуси, лебеди» т. е без определенного места жительства, кочующий народ.

Хаза́рский кагана́т (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами.

Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Страна  хазар, народа тюркского происхождения, занимала  стратегическое

положение между Черным и Каспийским морями,  где в  те времена  сталкивались интересы крупнейших  восточных держав. Она играла роль  буфера,  защищающего Византию от вторжений сильных варварских племен из северных степей - булгар, венгров, печенегов и др., а позднее викингов и русских.

Примерно в  740  г., каган,  его придворные и военная верхушка перешли в иудейскую веру, и государственной  религией хазар стал  иудаизм. Современники были,  несомненно,  удивлены  этим  решением  не меньше,  чем современные  исследователи,  наталкивающиеся  на  свидетельства этого события в арабских, византийских, русских и еврейских источниках.  Вот как   выглядит    интерпретация   этого   события   в   труде    венгерского историка-марксиста  Антала Барты "Венгерское общество  в VIII и IX вв." (13;

Несколько  глав  этой книги  посвящены хазарам, так как  на протяжении почти всего  указанного  периода венгры находились  под их  властью.  Тем не менее, о переходе хазар  в иудаизм здесь  говорится всего  в  одном  абзаце, причем с нескрываемым недоумением:

"Мы не  можем углубляться в проблемы, связанные с историей идей, однако

вынуждены обратить внимание  читателя  на проблему государственной религии в Хазарском  царстве.  Официальной  религией  правящего  слоя  общества  стала иудейская  вера.  Излишне   говорить,  что  переход  в   иудейскую  веру   и провозглашение  ее государственной  религией этнически  нееврейского  народа могли  бы  стать  темой  для  любопытных  размышлений.  Мы  же   ограничимся замечанием, что этот официальный переход -  вопреки попыткам распространения христианства со  стороны  Византии, и  мусульманскому  влиянию  с Востока, а также  несмотря  на  политическое  давление  тех  и  других  -  в  веру,  не поддерживавшуюся никакими  политическими  силами,  а,  наоборот, почти всеми преследовавшуюся, удивляет всех историков, занимающихся хазарами, и не может расцениваться   как  случайность,  а  должен   быть  признан  свидетельством независимой политики царства".

Неясно другое:  какой  была  судьба иудеев-хазар  после  разрушения  их государства в  XII или  XIII веке. Источников по этой  проблеме  очень мало, зато  в Средневековье  существовало  много хазарских поселений в  Крыму,  на Украине, в Венгрии, Польше, Литве.   

Однако присутствие гуннов  в  Европе  продлилось  каких-то  80  лет,  а  Хазарский   каганат продержался  чуть  ли  не четыре века. Хазары тоже  жили  в шатрах, но имели наряду  с  шатрами крупные  городские поселения  и  превратились из  племени воинов-кочевников в  народ земледельцев, скотоводов, рыбаков,  виноградарей, торговцев   и  опытных  ремесленников.  Результаты   исследований  советских археологов свидетельствуют  о существовании  развитой культуры,  не  имевшей ничего общего с "гуннским смерчем". Найдены остатки поселений, тянувшихся на несколько миль, где дома были связаны крытыми переходами с большими хлевами, овчарнями и конюшнями, имевшими  размер от 3-3,5 до 10-14 метров, с крышами на  опорах. По остаткам плугов, в  которых запрягали быков,  можно  судить о замечательном мастерстве их  создателей; о том  же  говорят  сохранившиеся  предметы  материальной культуры  -  пряжки, застежки, украшения седел.

Если  взглянуть с  высоты  птичьего  полета на  историю великих кочевых

империй  Востока, то  Хазарский  каганат занимает промежуточное положение во времени,  по  размерам и  по  уровню культуры  между  предшествовавшими  ему гуннами с одной стороны, и Монгольской империей, с другой.

В  I  веке  н.э. китайцы оттеснили неспокойных соседей  - гуннов  -  на

запад, что положило начало очередной лавине из тех,  что на протяжении веков прокатывались по  Азии в западном направлении. Начиная  с  V  века ко многим таким  племенам,  устремлявшимся  на  запад,  применяли  общее  наименование "тюрки". Таким образом,  термин   "тюрки"   в   том  смысле,  в  котором  он  употребляется средневековыми авторами  - а нередко и  современными этнологами - относится, скорее, к языку, чем к расе. В этом смысле гунны с хазарами были "тюрками"*. Все, что мы  можем  с  уверенностью сказать,  - это то,  что хазары  были "тюркским"  племенем,  появившимся  из азиатских степей примерно в V в. нашей эры.

Происхождение слова "хазары" и  все  восходящие  к нему новообразования

также  дают  пищу  для изобретательных  предположений.  Скорее  всего, слово произошло  от тюркского корня "газ", что значит  и "скитаться", и собственно "кочевник".

Крушение империи гуннов  после  смерти  Аттилы образовало  в  Восточной

Европе  вакуум  власти,  куда волнами устремились с востока орды кочевников. Хазары  находились  сперва   под   гуннским,   потом   под   тюркютским владычеством. После заката  тюркутов  в  середине  VII  в.  пришел их  черед править  "Северным царством", как оно именовалось персами и византийцами. Итак,  в  первые десятилетия VII  в.,  до того, как из Аравии  нагрянули мусульманы,  на  Среднем  Востоке  властвовал  триумвират  держав: Византия, Персия, Западно-Тюркютская империя.  Первые две непрерывно воевали друг  с  другом  на  протяжении  столетия  и стояли на краю  краха; Византия впоследствии  оправилась, но  Персидское  царство  было обречено,  и  хазары фактически привели приговор в исполнение.

Персидское   государство   так  и   не  оправилось  от  сокрущительного

поражения,  нанесенного   ему  в  627  г.  императором  Ираклием.  Произошло восстание,  шах был  убит собственным сыном, тоже погибшим спустя  несколько месяцев; на трон был возведен ребенок, затем последовало десятилетие анархии и хаоса, после чего на сцене впервые появились арабы, сокрушившие империю  Сасанидов.  Примерно  в это же  время Западно-тюркская конфедерация распалась на племенные тюркские  союзы.  Прежний треугольник держав сменился другим:  исламский  халифат   -  христианская  Византия  -  новообразованное Хазарское царство на севере, а в середине Табасаран.

Следующие  30-40 лет арабы не пытались  одолеть хазарскую  твердыню.  В этот период их главные удары были направлены против  Византии. Несколько раз (примерно в 669, 673-678, 717-718 гг.) они осаждали Константинополь с суши и с моря; если бы им удалось замкнуть кольцо, перейдя Кавказ и переплыв Черное море, то Восточную Римскую империю ждала бы печальная  судьба. Тем  временем хазары,  подчинив булгар  и  венгров,  продолжили  свое  движение на  запад, вторгнувшись в причерноморские  степи  и в Крым. 

С расстояния в более чем тысячу лет  последовавший период  периодически вспыхивавших  боевых  действий  (так  называемая  "вторая  арабская  война", 722-737  гг.)  выглядит  скучной   чередой   эпизодов   местного   значения, разыгрывающихся  по  одной и той  же схеме: сначала  хазарская  кавалерия  в тяжелых доспехах вторгается через Дербентские ворота во  владения   халифа  южнее  Кавказа,  а   потом,   спасаясь  от  арабского контрнаступления, возвращается  теми же  путями на  Волгу.

О  фанатизме и презрении к смерти, отличавших те войны,  говорят  такие

эпизоды, как самосожжение населения целого хазарского города, не пожелавшего сдаваться,   отравление  источника   в   Баб-ал-Абваб   (Дербент)   арабским полководцем  или  призыв,  из-за   которого   разгромленная  арабская  армия приостановила  бегство и стала сражаться  до последнего воина.

Последняя   арабская  кампания,   направленная  против  хазар,  которую

возглавил будущий  халиф Мерван II,  закончилась  пирровой  победой.  Мерван предложил хазарскому кагану  заключить союз, после чего неожиданно  напал на союзника   с  двух  сторон.   Хазарская  армия,   не  сумев   оправиться  от неожиданности, отступила к самой Волге. Каган был вынужден запросить мира, и Мерван поступил  так, как было принято  поступать  с  побежденными странами: потребовал  перехода  кагана  в Истинную веру.  Каган покорился,  однако его переход в  ислам был, видимо,  мнимым -  во всяком случае,  ни  арабские, ни византийские источники никаких  подробностей об  этом эпизоде не сообщают, в отличие от долговременных последствий утверждения в качестве государственной религии   иудаизма,    состоявшегося   спустя    несколько   лет.    Мерван, удовлетворенный  достигнутым,   покинул   Хазарию  и   двинулся   обратно  в Закавказье, не  оставив ни  гарнизона,  ни наместника, ни  административного аппарата. 

События в Табасаране

Основные события в взаимотношениях с Табасараном мы рассмотрели выше.

С середины VII и до конца VIII в. в Албанию (Табасаран) неоднократно вторгались хазары с севера. Нашествия их отмечались в 627 — 628. 629 — 630, 664 — 665, 668, 684 гг. Как видим из этих дат, вторжения хазар были кратковременными и осуществлялись в основном с целью грабежа.

По сообщению Табари, в следующем 708/9 г. Мухаммед ибн Мерван, который в то время был правителем закавказских владений халифата, вновь завладел Дербентом. На этот вызов хазары ответили только 710/11 г.4, после того, как закончили свои дела с Византией, утвердив там нового императора Филиппа. Они попытались захватить предмет своих давних вожделений — Албанию (Табасаран) — и сумели оккупировать Дербент но ненадолго. В 713/4 г. Маслама взял Дербент еще раз. По Гевонду, эта крепость находилась в руках гуннов, а по Дербент-намэ, в ней помещался трехтысячный хазарский гарнизон, который в течение трех месяцев держался против арабов. Ма-сламе удалось взять крепость только благодаря измене одного из жителей города, за вознаграждение показавшего подземный ход в нее.

По словам Гевонда, из Дербента Маслама вторгся в страну гуннов и, опустошая ее. Гунны дали знать о его нашествии хазарскому кагану, который и встретил арабов с большим войском. Враждебные армии несколько дней стояли друг дротив друга, не решаясь вступить в битву, но выпуская удальцов для единоборства. Каган ждал прибытия подкрепления во главе с Алп-Тарханом, Маслама же боялся численного превосходства хазар и искал способа к отступлению. Наконец, арабам удалось обмануть своих противников и, оставив лагерь со всем имуществом, скрыться в горных лесах. Отступление арабов прикрывал албанский  вельможа, храбрости которого этот автор приписывает спасение Масламы.

В 900—901, 909, 916 годах хазары в союзе с табасаранами совершили несколько походов на Дербент. В 80-х годах VII в. Дербент был во власти "гуннов". Очевидно, захвачен он был в 70-х годах, после гибели Джуаншера, тогда Варазом-Трдатом. 

После смерти третьего "праведного" халифа Османа (656 г.) в Арабском государстве начались смуты, особенно усилившиеся после гибели четвертого халифа Али (661 г.). В этих условиях князь Кавказской Албании  Джуаншер сумел стать практически самостоятельным. В 42 г. х. (662/663 гг.), когда войска главного претендента на власть халифа Омейада Муавии воевали с византийцами, союзники последних — хазары вторглись в Албанию но были разбиты Джуаншером и прогнаны за ворота Чоры. Албанским князем стал его племянник Вараз-Трдат. Жена Джуаншера была дочерью правителя хазар, и это, очевидно, послужило поводом для "великого князя гуннов" Алп-Илутвера вмешаться в албанские дела, "как бы мстя за кровь Джуаншера".

События в Табаристане

Персидские и арабские авторы оставили сведения о нескольких походах руссов на Восток в IX—X вв. Персидский автор XIII в. Ибн-Исфендкйар в своей “Истории Табари-стана” во времена правления эмира Табаристана Алида ал-Хасана ибн Зайда  сообщил о походе руссов между 864 и 884, на город Абесгун, расположенный на юго-восточном побережье Прикаспия.

А, по свидетельству известного историка Востока Имама Абуль-Хасан Али-Масуди, жившего в IX веке, первые русы появились на просторах Каспия примерно в 880 году, тогда же они штурмом взяли остров Абескун.

Руссы, как и позднее, в начале X в., прошли вдоль Каспийского побережья, “произвели опустошения и грабежи”. Против них было выслано войско местного правителя Хасана ибн-Зайда, которое и разбило руссов '.

По данным того же автора, в 909 г. состоялся, “как во времена Хасана”, новый прикаспийский поход руссов. И опять он был направлен на Абесгун. Руссы также пришли морем на 16 судах. Причиной рейда, если только он не был чисто пиратским набегом, возможно, стала деятельность горцев Табаристана, которые в 872 дестабилизировали торговлю, захватив ряд городов, включая Джурджан и Рей, где у русов были фактории.

На другой год, т. е. в 910 г., “русские прибыли в большом количестве”, сожгли в юго-восточной части Прикаспия город Сари (город в Табаристане), забрали пленных, но на обратном пути были истреблены отрядами гиляншаха и ширван-шаха.

Поход (будем называть его условно 912/13 г.) ал-Мас'уди описал весьма обстоятельно в своем труде “Мурудж ад-Дза-хаб” (“Россыпи золота”), написанном между 943 и 956 гг. Он сообщил, что 500 русских кораблей двинулись в поход через землю хазар. Их путь проходил по Днепру, Черному и Азовскому морям. Оттуда они вышли в устье Дона. Подойдя к хазарским заставам, руссы “снеслись с хазарским царем” и просили о пропуске своей флотилии. Хазары согласились, но при условии, что половину  захваченной добычи  руссы отдадут им. Русские суда поднялись вверх по Дону, затем были перетянуты волоком в Волгу и через устье Волги вышли в Каспийское море. Их удар по каспийским берегам был страшен. Сначала они обрушились на Табаристан, опять, как и в конце IX—начале X в., нанесли удар по Абесгуну, затем, повернув на Восток, опустошили берега Гиляна.

Руссы пробыли в походе “много месяцев”, сражались с “гилянцами” и “дейлемитами”. На следующий год они двинулись в обратный путь. С дороги они “снеслись с хазарским царем, которому послали денег и добычу, как это было договорено между ними”. Однако хазарские мусульмане, по данным ал-Мас'уди, желая отомстить за кровь своих братьев, решили наказать руссов. Хазарский каган тем не менее послал своих людей к руссам предупредить их о возможном нападении, но это не спасло положения. 30 тыс. руссов пали под хазарскими мечами, 5 тыс. человек погибли под ударами волжских булгар и бур-тасов,  и  лишь  часть  войска вернулась  на  родину.

В 1870 г. вышел в свет сборник документов А. Я. Гарка-ви, содержащий сведения арабских писателей о Руси, среди которых были собраны все известные тогда факты о каспийских походах руссов.

… Так, Ибн Хаукаль  говорит о бегстве хазар от русов из  Итиля и о последующем возвращении в Итиль. Другие арабские хронисты, Ибн Мискавейх и Мукаддаси, писавшие позже Ибн Хаукаля, тоже говорят об исходе хазар и об их возвращении назад с помощью  мусульман. По словам Ибн Мискавейха, все они, расплачиваясь за  помощь,  "приняли  ислам,  кроме их царя". Мукаддаси  предлагает  другую версию, не  имеющую отношения  к вторжению русов: он говорит всего лишь, что обитатели хазарского города  уплыли  в море и вернулись  обращенными в ислам.

Психологический шок, вызванный нашествием, бегство в  море и необходимость расплачиваться с мусульманами за их помощь - все  это  могло привести к сделке, по  которой мусульманская  община Хазарии получила больше прав  в решении государственных дел.  Вспоминается  подобная сделка с Мерваном двумя веками раньше, которую заключил сам каган, но она не оставила, впрочем, следа в истории хазар.

1106-1190 гг.) и более известный Низами (примерно 1141-1203 гг.) упомянули в  своих  эпических  произведениях  совместное  русско-хазарское  нашествие  на Ширван,  происшедшее при их жизни. Хотя  это и поэтические свидетельства, их можно  принимать  всерьез, поскольку  оба  большую  часть  жизни  прослужили  чиновниками  на  Кавказе   и  отлично  знали   кавказские   племена.  Хакани рассказывает  о "хазарах из Дербента"  и  об  ущелье,  служащем  проходом  с Кавказа  к  Черному морю, через  которое  хазары  совершали в  добрые старые времена  (VII  в.)  набеги на Грузию, прежде чем перешли  к оседлому  образу жизни. Уж  не вернулись  ли они под конец к кочевым привычкам юности народа?