Приветствую Вас, Гость

 

посланных ал-Джаррахом для наказания.  «Дербент-наме» также описывает этот «удачный» поход: в Каракайтаг и Табасаран были посланы арабским военачальником два карательных отряда, которые «обзавелись» богатой военной добычей.

Отряд, посланный в Табасаран, стал обладателем 40 тыс. лошадей, крупного рогатого скота, овец, 2 тыс. пленных.

В 725—726 гг. правителем северных областей Халифата был назначен арабский полководец Маслама ибн Абд ал Малик, брат халифов ал Валида I и Хишама, который начал упорную борьбу за захват северовосточного Кавказа.

Арабские войска во главе с Масламой обложили город, занятый хазарами, три месяца не могли захватить его, но, наконец, цитадель была взята с помощью предательства. "Приготовьте и экипируйте семь тысяч человек из Шама, Джсзиры, Мусыла и сорок тысяч человек из других вилайетов. Я построю крепости и города вокруг Дербенда". Когда он [так ] сказал, были приведены сорок семь тысяч человек, которые поселились во вновь построенных городах и крепостях, а еще тридцать тысяч храбрых юных воинов — из Хорасана и двенадцать тысяч храбрецов — из Шама. Йезид ибн Асад, придя с этой мусульманской армией, приступил к стене...

Главнокомандующий мусульманским войском, эмир войска Йезид ибн Асад, сойдя с коня, взял шесть крепких кирпичей (пух-те кеприч) и повязал [их ] на своего коня. Он приказал: "Каждый, кто страстно желает воздаяний и подарков, пусть берет из этой стены по шесть крепких кирпичей". Все воины взяли по шесть кирпичей и повязал и их к своим коням, [Потом ] войско отправилось и дошло до Рукала. Эмир войска Йезид ибн Асад спустился с холма (тепе) Рукала. Он послал Ибрахима ибн 'Ауфа и Хашима ибн Са'би, в сторону врага. Благополучно пройдя оттуда, они спустились в долину Касаб (Касаб дере).  Эмир дал приказание, построили города: сначала Ду'аре, второй — Сегна, третий — в долине Бен-Хашим, из которой ушли кафиры, [тут] построили прочную крепость. После них построили Митаги и Кемах. (Все эти населенные пункты построены в Табасаране). Эмир дал [такое] приказание, триста человек из Табарсарана оставил в Митага", а своего брата назначил правителем Нижного Табарсарана.

По ал-Белазури, уже Марван ибн Мухаммад изложил на подданных Табарсараншаха десять тысич мер зерна, киторые они "обязаны были ежегодно доставлять в зернохранилище Баба", то есть Дербента а город [он] от Пророка, что Дербент — благословенное место, и если кто ведет там борьбу за вору, то тому Аллах простит его грехи. Однажды Валид разговаривал со своим братом Муслимом, и сказал Валид ему: "Иди в Сирию и собери там 40000 храбрых людей". Муслим не знал о цели этого, пришел, собрал людей, как ему было приказано, потом послал к халифу человека, чтобы известить его об этом. Когда он дошел [до халифа 1 и известил его, то Валид сказал Асаду ибн Зафиру: "Отправляйся ты к моему брату Муслиму в Сирию и скажи ему, чтобы он отправился с этим войском в Дербент, и пусть он применит хитрость при взятии Дербента у кафиров-хазар; [и 1 не передавай зги слова никому, кроме брата моего Муслима. А если не сделаешь так — убьем тебя". И пришел этот человек к Муслиму, и передал [распоряжение] один на один. И согласился [Муслим] с тем, что скушал Валид, [и] вышел с этим войском к Дербенту. По пути он встретил два города — Джулан и Лухджан, [и I захватил их силой. Затем он пришел в Ширваи и Мускур, назначил там хикима. Затем он подошел к Дербенту, а там находилось 3000 человек кафиров. Муслим держал город несколько дней в осаде, но не мог захватить его. Мусульмане решили было отступить на следующее утро, но в эту ночь пришел [к ним] тайком один из жителей Дербента и сказал:"Я введу вас в Дербент, если дадите мне много богатства после победы". Муслим принял его предложение и дал обещание. Затем вызвал своих военачальников (куба-ра) и сказал им: "Кто верит в Аллаха и ищет его благословений, пусть тот пойдет с этим человеком в Дербент и захватит его". Никто не откликнулся на это. Тогда встал Абдалазиз с двумя своими сыновьями и сказал: "Мы пойдем с ним, если ты дашь нам добычи после вычета пятой части". Муслим согласился. Абдалазиз выбрал из этого войска 6000 воинов, и они отправились с этим дербентцем, вошли в город тайком через крепостные ворота, сражались с кафирами, убили всех их. И раздал Абдалазиз добычу, [оставшуюся] после вычета пятой части, тем воинам, кто ворвался в город вместе с ним. Дербентцу же Муслим отдал богатую добычу, как обещал.

Потом Муслим предложил разрушить Дербент и хотел [уже]  разрушить его, но не согласился с этим Абдалазиз.

В это время скончался хакан, и на его место стал его сын Б.шаиги-хал. Он получил известие о прибытии Убейда в вилайат Ширван и о выступлении с войском в сторону крепости Хасин, чтобы дать сражение кафирам. Сообщил ему об этом кафир по имени Арташин, один из правителей (куба-ра) ал-Лакзи.

Вот как описывают эти события в «Дербент-наме».

«Убейда Джеррах встретился с правителем Табасарана, который состоял в мазхабе мусульман, и сказал им: "Я прибыл из вилайета Арабистан, намерен сражаться с хазарским племенем. Вы помогите мне" …

Пройдя через городские ворота Дербенда и, выйдя через ворота Кырхлар, дошел до сада (баг) Авайин". Абу Убейда выделил из [своего] войска для нападения и грабежей две тысячи конных воинов —всадников — на Йерси, Дивак, Зил, Дарвак, Химейди …

 …Он приказал: "Детей и жен берите в плен, сражайтесь и опустошайте, однако до восхода солнца вы должны возвратиться ко мне". А командующему левым флангом войска он приказал: "Бери [с собой] двенадцать тысяч храбрых людей, идите в сторону Йерси, Кемаха, сражайтесь и опустошайте Табарсаран. Но до восхода солнца вернитесь обратно"…

 …[Когда] сын Хакана вошел в крепость, которая называется Хасин, Абу Убейда с оставшимися войсками дошел до Дарвака. Узнав о том, что Пашенек отделился от [своего] военачальника, Абу Убейда со своими войсками вышел к [крепости] Хасин и стал напротив. У стен Дарвака мусульманское войско встретилось с войсками кафиров до восхода солнца. С обеих сторон забили боевые барабаны. [Абу] Убейда, сойдя со своего коня и сев верхом на мула, обратился к войску: "О народ Шама и Ирака! Вы не надейтесь, что если кто-либо убежит, то достигнет своей родины. Это не здравый смысл. Сражайтесь, мужественно и смело, и с помощью бога вы победите, избавитесь от [бремени земных] богатств и военной добычи. [Ибо] этот мир - преходящий и жизнь не вечна ни для кого". Когда Абу Убейда делал эти наставления, вернулся сепахсалар правого фланга с двенадцатитысячным войском… Следом за ним прибыл другой сепахсалар. Повоевав и разорив Йерси, Кемах, Арах и вилайет Табарсаран, они привели сорок тысяч [голов] скота, две тысяч пленных Абу Убейда распределил эту добычу среди мусульманских воинов. Мусульманские войска подготовились для ведения войны. Мусульмане атаковали кафиров с правого и левого флангов. К полудню бой весьма усилился. Мусульмане передавали друг другу свои завещания, говоря [при этом]: "Земную жизнь преходящую мы отдали за жизнь райскую постоянную". Страх и боязнь боролись с выносливостью и отвагой. Кафиры вели бои и сражения в течение некоторого времени. Двадцать тысяч бойцов [из кафиров] стали пищею для мусульманских мечей. Пашенек поднял вопль, говоря: "Быть истребленными этим величественным войском - не дело для умных [людей]". Войско кафиров потерпело явное поражение от газиев.

Вот выше упоминается про "сад(багъ) Авайин". Это название явно табасаранское, означает "сад Дедушки" и говорит о том, что во времена арабского нашeйствия местности вокруг Дербента ещё носили табасаранские названия, несмотря на до арабскую оккупацию персами табасаранских земель.

И сегодня эта местность ниже северного поста ГАИ г. Дербента называют "АВАИН"»

Об этом узнал Убейд, обдумал [это дело] и выступил ночью со своим войском, дошел до местности Чабан-кубу; часть войск он послал в вилайат Табасаран. Он пригрозил им, что непременно накажет их, если [они ] не вернутся на следующий день к закату солнца. Сам он со своим войском отправился в Дарваг. Арташин еще раз послал шпиона [с известием ] об этом [к хакану], который выступил со своим войском. Этот период известен 150-летней войной народов Восточного Кавказа с арабами и хазарами. В этом же году хазарский каган выступил против арабов. В 736 году арабы теряют власть над Дагестаном.

Оба войска вступили в битву. Убейд обратился к своим воинам: "О, жители Сирии! О, жители Ирака! Сражайтесь на пути Аллаха истинным джихадом. Не думайте о возращении на родину, если потерпите поражение, ибо родина — далеко".

В 733 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Хишама, захватывает большую часть горного Дагестана. В этом же году арабы ввиду усиления их власти строят в Дербенте мечети. 

После завоевания Кайтака [Абу Муслим ] пошел на Табарса-ран, часть его народа обратил в ислам. Правителем Нижнего [Табарсарана ] он назначил одного умеренного и набожного человека по имени //Мухаммед Ма'сум. Мухаммед Масум, от него — майсумы). [Абу Муслим ] повелел, чтобы войско дербендское [состояло из жителей] Табарсарана, потому что Мухаммед Ма'сум был [человеком | доблестным и жаждушим войны за веру (газа).

[Кроме того, Абу Муслим] назначил в Табарсаран двух ученых кадиев, чтобы Мухаммед Ма'сум находил решение в совете с ними, если случится какое-либо большое дело. Табарсаран основали вначале двенадцать групп (фырка). Двенадцать племен (та ифе) были приведены из Ирака, Адербайджана, Аравии ('Араб), Хуми-са, Шама, Мусыла и поселены сюда на жительство.

Шахбала [Абу Муслим] назначил хаки-мом и валисм над всеми вилайатами Дагестана до пределов Гурджистана, а ныне его зовут Шамкал; значение этого слова: "хан [из ] местечка аш-Шам", а он человек достойный, курейшит из рода Аббаса, дяди Пророка, - мир над ним. И сказал Абу Муслим: "Харадж с Табасарана пусть будет хакиму Дербента имеете [с] Адил Мавсумом, а Шахбал пусть возьмет этот харадж с этих областей и передаст им (т. е. хакиму Дербента и Адил Мавсуму), и пусть не берет его [себе ]". Харадж же Хайдака, Табасарана и Кубачи он передал хакиму Дербента и сказал: "Пусть отдаст их газиям Дербента и беднякам, и пусть не берет для себе больше, чем ему необходимо". Он сказал также: "И если он будет несправедлив, то пусть газии города выгонят его". "И еще сказал: "Пусть помогают жители Табасарана и Хайдака Шамхалу, если нападает на него враг; если же он (Шамхал) пойдет [войной ] на кафиров, то пусть пошлет хаким Дербента войско ему и не покинет его, и пусть охраняет и молится вместе с имамом в мечети".

Было установлено: харадж отдавать Шахбалу. Абу Муслим не предписал Шах-балу давать жалованье Сулуфа) правителю Дербенда. Он предписал [ему] брать харадж с упомянутых вилайетов, [находившихся вплоть] до Гюрджистана.

Если против Шахбала придет какой-либо неприятель с другой стороны, то, когда Шахбал будет собирать войска, на помощь должны придти с войском Кайтака его правитель Хамза и с поиском Табарсарана — Мухаммед Масум, и они должны участвовать в войске Шахбала. Но Абу Муслим не дал разрешения отправлять для Шахбала войска из Дербенда. Они приказал, чтобы войска Дербенда были заняты охраной [самого] Дербенда. И кто станет правителем Баб ал-абваба, тот должен совершать свою пятничную молитву в мечети.

«Абу Муслим, придя в Дербент, сначала восстановил и привел его в порядок, установил железные ворота... реставрировал башни Дербента. Для хранения казны и оружия он восстановил один огромный оружейный склад... и благоустроил его».

Затем Маслама разделил город на семь кварталов по числу стран, из которых прибыли арабские войска, и построил семь мечетей для каждых кварталов и построил одну большую Соборную мечеть. Оттуда (Абу Муслим) пошел на Табасаран, часть его народа обратил в Ислам.

Культ меча, сохраняющийся и поныне в с. Чурдаф, позволяет предположить, что этот меч (гапур) должен  являться атрибутом каждого  жителя Табасарана.

Автор «Гюлистани-Ирем» заимствуя из истории Кятиб Челеби рассказывает, что когда Абумуслим (почтенный Маслама) был за­нят покорением Дагестана, мусульманский падишах того времени и брат упомянутого завоевателя - Гишам бен Абдул-Мелик при­был в Дагестан, лично наблюдал присходившие здесь события, и что по просьбе лиц, принявших здесь новую религию ислам), Ги­шам оставил у них на хранение свою саблю и велел ее положить в какую-то пещеру, чтобы она была памятью о нем. А великий Абумуслим повернулся назад и сказал: «Не покоренному маленькому, гордому народу Табасарань».  Поэтому те лица и их потомки почитали ту пещеру и охраняли там ту саблю.

Я позволю себе сказать, что теперь подтверждением этого из­вестия может служить то, что в Северной Табасарани в Кыракском магале в селении Чордаф есть пещера (Дюрхъя), в которой находится какое-то оружие вроде кинжала. Местное население говорит, что это кин­жал Абумуслима завоевателя и они всегда свою поминальную милостыню приносят туда во имя Абумуслима и раздают. В настоя­щее время этот кинжал (гапур) хранится в доме одного благонадежного жителя селения Чордаф, дабы кто-нибудь его не украл из пещеры. Кроме этого случая здесь почитания сабли нет. Покойный Абас-Кули-Ага, в порядке толкования, пишет, что, вероятно, Кятиб-Челебк сообщает это, услыхав о кинжале, как о сабле.

Маслама сын Абдалмалика, брат халифа Хишама, был известным завоевателем. Популярный на Северо-Восточном Кавказе герой исламских легенд. Дагестанские хроники ("Дарбанд-нама", "Тарих Аби Муслим", "Тарих Дагистан", и устные предания приписывают ему распространение ислама в Дагестане и Чечне. Именем шайха Абу Муслима, его ближайших родственников и потомков (насаб), а также арабов-сподвижников Абу Муслима (асхаб) названо несколько десятков "святых мест" (зийара, пир) в Дагестане, в основном в его горной части. Наиболее известны:

- Пещера меча/сабли (по другой версии, мечеть) Абу Муслима в урочище Турил йишв (табасаранское "Место меча") на западной окраине селения Чурдаф (Табасаранский район). Время появления неизвестно. Сейчас на ее месте стоит молельный дом, перестраивавшийся несколько раз, в последний раз - в XIX в.

- Святилище меча (ас-сайф). Его упоминают арабские и тюркские географы и путешественники XII-XVII веков Абу Хамид ал-Гарнати ал-Андалуси, Закарийа ал-Казвини, Абу Абдаллах Мухаммад ал-Химйари и Эвлия Челеби. Они сообщают о мече, хранящемся в михрабе мечети, называя его владельцем Масламу ибн Абд ал-Малика (по другой версии, его брата, омеядского халифа Хишама.

Широко известный на Востоке Абу-Хамид ал-Гарнати (1080—1170) побывал в 50—60 годах XII века в Дербенте и в других населенных пунк-тах западного побережья Каспийского моря. В книге «Подарок для сердец и собрание диковинок он пишет:

«В странах Дербента Баб мин ал-Абваб имеется народ, называемый табасарсалан. В нём (в Дербенте) — 24 волости. В каждой волости есть главный начальник, подобный эмиру. Они мусульмане. Обратились они в ислам во времена Масламы ибн Абу Аль-Малика, когда послала его Хишам ибн Абу Аль-Малик, в то время, когда возложено на него было на него халифское достоинство. И он (т.е. Маслама) завоевал Баб ал-Абваб, и обратились в ислам при содействии его многие народы, так, например, Лакзан, Филан, Хайдак, Зуклин, Гумик, Дархах. Среди этих народов на-считывается 70 народов, у каждого народа язык. А когда вознамерился Маслама уйти, после того как он поселил в Дербенте 24 тысячи домов из арабов из Могула, Димима, Химса, Тадмура, Халаба и прочих стран Сирии и Месопотамии, сказали ему табасараны: «О эмир, мы боимся, когда ты удалишься от нас, снова отпадут от религии эти народы, и мы будем бедствовать в соседстве с ними». Тогда извлек Маслама меч свой и сказал: «Мой меч да будет среди вас! Правьте его здесь. Пока он будет пребывать посреди вас, не отпадет от религии из этих народов ни один». Затем они сделали для меча его нечто подобное часовне в скале и поместили меч внутри ее на холме, там, где он (т. е. Маслама) расположился лагерем, и он (меч) в настоящее время остается в этой стране. Паломничествуют к нему люди. Если кто-либо направляется к нему, то, если случится зимнее время, не возбраняется одеваться в голубые и другие одежды, а если случится во время жатвы, то возбраняется, чтобы посетил его кто-либо кроме как в белой одежде. Ибо если он посетит его в небелой одежде, наступает частый дождь и гибнут посевы и портятся плоды. Так предписано среди них».

Хишам ибн Абд ал-Малик (691 — 6 февраля 743) — омейядский халиф, правивший в 723 — 743. Мать дала ему имя в честь своего отца. Унаследовав халифат от своего брата Язида II, Хишам столкнулся со многими проблемами в управлении империей. Его правление, тем не менее, было достаточно эффективно. Хишам умер в среду 6 февраля 743 года.

Позднее владельцем меча стали считать Абу Муслима.

- Гулли (ГЪулли)

В Табасаранском районе, между речками Гъуллинир и Хараг, на холме, под горой Вечюк - Святые места: Пророка Абумис-лима внуков могилы - на западе.

- Чурдаф (ЧIВурдаф)

В Табасаранском районе, с пра-вой стороны речки Хараг, на северном склоне холма Сенгри - Святые места: Турт1ил - место, где воевали против исламистов под руководством Абумислима.

По легенде, Абу Муслим семь лет проповедовал ислам среди горцев. Уходя из Дагестана, он сказал: "Пока мой меч будет среди вас, не отпадет от ислама ни один из новообращенных народов". Арабские авторы описали обряд ежегодного паломничества жителей табасаранских селений и Дербента к святилищу. Весной меч вкладывали в новые ножны. Летом во время жатвы вокруг святилища рассыпали зерна пшеницы. Паломники одевались во все белое. Согласно поверью, если к пиру они подходили в цветных одеждах, начинались сильный дождь и ураган, истреблявшие посевы. Связанный со "святым местом" цикл преданий и обрядов частично уцелел до настоящего времени. До конца XIХ века здесь оставляли милостыню (садака), раздаваемую после похорон. Возле пира запрещалось нападать на чужеземцев и врагов, даже на кровников, ломать ветви и срывать плоды деревьев. По преданию, записанному в 1890 г., жители Чурдафа, опасаясь кражи сабли (по другой версии - кинжала) Абу Муслима, перенесли ее в селение и укрыли в сундуке некоего гази. Раз в год к сабле приходят поклониться старики селения. Считается, что ее нельзя трогать, иначе будет большая война. При вторжении врагов сабля исчезает из сундука, поражает супостатов и затем вся в крови вновь возвращается на место.

Великий Абумуслим подарил Табасарану одного майсума и двух кадий.

 

Ряд следующих походов, совершенных в 30-x годах VIII в., был возглавлен Мерваном ибн Мухаммедом ибн Мерваном, двоюродным братом халифа, правителем ал-Джазиры. С 732—733 по 739 гг. было совершено по крайней мере 6 походов.

Когда Маслама отбыл в Дамаск, управлять общиной мусульман в городе ал Бабе был назначен Марван ибн Мухаммад, который в течение семи лет, с 738 по744 г., вел войну с «владыками гор». За период своего правления Марвану удалось совершить ряд удачных походов. Пройдя через Дербентский проход войска Марвана, соединившись, разгромили хазарские войска, разрушили столицу Хазарского каганата Семендер и вынудили кагана принять Ислам.

Отступление хазарского войска и заключение перемирия между арабами и хазарами значительно ухудшило положение горцев. Теперь уже приходилось надеяться только на свои собственные силы. Все же арабы столкнулись с упорным сопротивлением горского населения.

Во второй половине VIII в. усилилась антиарабская борьба в Дагестане. Укрепились позиции хазар в районе Дербента, где был разбит многотысячный мусульманский отряд. Халиф предпринял ряд чрезвычайных мер для укрепления своих позиций в Дагестане, особенно в районе Дербента. При правителе Йазиде ас-Сулами сюда было послано много тысяч мусульманских семей, которые обосновались в населенных пунктах близ Дербента: Камахе, ал-Мухаммади (Химейди), Баб-Ваке (Дарваг) Табасарана. Халиф ал-Мансур (правил 754-755 гг.) «нашел необходимым, чтобы в окрестностях Дербента были поселены мусульмане», и впоследствии сюда были направлены 7 тыс. мусульман с семьями, построившие крепости в Рекеле, Кала-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге, Бильгади (населенные пункты Табарсарана).

Власть Мервана также оказалась кратковременной, об этом можно судить по описаниям последующих событий. В итоге почти вековой борьбы арабам удалось укрепиться в районе Дербента, где стала править мусульманская династия, в то же время внутренние районы Дагестана оставались фактически независимыми. Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).

В 750 г. была свергнута династия Омейядов.

Аббасиды— 750—1258

Аббасиды (араб. العبّاسيّون‎‎, Abbāsīyūn) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Начали своё правление в городе Карры в 750 году, а в 762 году перенесли столицу в Багдад.

В Халифате произошли существенные изменения политического характера — власть перешла в руки династии Аббасидов (750—1258). В этот период повсюду в халифате начинается движение народных масс, измученных непосильными налогами.

Абу-ль-Аббас ас-Саффах (750—754) — арабский халиф с 749 года, первый из династии Аббасидов. Праправнук Аббаса и старший брат аль-Мансура.

Во время хорасанских волнений против Омейядов Абу-ль-Аббас наладил отношения с вождём восставших, Абу Муслимом в Хоросане (другой Абу Муслим). Он водворился в городе Эль-Куфа и провозгласил себя халифом. Шииты рассчитывали, что после свержения Омейядов власть будет передана потомкам Али, однако это не входило в планы Абу-ль-Аббаса.

Усилив своё войско немусульманским населением, он развязал кампанию истребления против всех, кто казался ему способным притязать на престол, — Омейядов, шиитов и даже некоторых хорасанских вождей. С этим связано его прозвище «ас-Саффах» — «кровавый мясник». Он умер от оспы в своей столице, Анбаре, всего через четыре года после восшествия на престол.

Аббасидский халиф ал-Мансур (754—775 гг.) после ожесточенных схваток с хазарами также нашел необходимым, чтобы в окрестностях Дербента были поселены мусульмане "и согласно этому решению Йазид ас-Сулами переселил сюда из Сирии, Месопотамии и Мосульского ок­руга" семь тысяч мусульман о семьями, и им было приказано построить крепости в селах; Рукеле, Кала-Суларе, Митаги, Мугатыре, Мараге и Бильгади Табасарана.

Эти города стали опорными пунктами для мусульманских воинов. Здесь необходимо отметить, что еще при сасанидах был восстановлен мощный оборонительный комплекс Дарпуш (Дерпушом называли как один из городов (шехер), так и совокупность по крайней мере трех городов Дерпуш, Дарвак и Химейди-села Табасарана. После этого он построил Дарвак, Медине и Химейди. [Также] построил Ухейл Малый и Ухсйл Большой Возможно, название отождестилястса с современным сел. Хелв Табасаранского района. И города эти завершил он за шесть месяцев). Это удивительно, ибо уже четырнадцать веков стена пересекает табасаранские земли и временами играла заметную роль в исторической жизни Табасарана).  Он представлял собой мощную дербентскую крепость, 40 километровую горную стену от Дербента до Табасаранских гор и разветвленную сеть укреплений с военными гарнизонами в виде пограничных крепостей (рибаты) по всей протяженности горной стены. Этот комплекс был достроен сасанидами, а затем арабами и сельджуками и был призван усилить оборонительные возможности дербентской крепости и горной стены. В этих гарнизонах жили арабские воины с семьями. Как сообщает Дербентнаме, «...в Табасаране основали двенадцать групп (фырка). Двенадцать племен (таифа) были приведены из Аравии, Химса, Шама, Мосула и поселены сюда на жительство». Таким образом, наряду с Баб алабвабом ранние центры распространения Ислама формируются и в других населенных пунктах северовосточного Кавказа, где переселившиеся арабы составляли наиболее активную часть населения.

Первые шаги к реальной исламизации Дагестана сделали именно мусульманские переселенцы, вытеснившие потомков сасанидских колонистов из Дербента и пограничных опорных пунктов — рибатов.

Арабские и местные источники свидетельствует о том, что, обосновавшись в построенных специально для них лагерях в Дербенте и в Табасаране арабские переселенцы продолжало жить компактно на многие поколения. В середине X в. ал Масуди писал, что между Хайдаком и Баб алабвабом жили арабы, которые «не говорят хорошо ни на каком языке, кроме арабского. Они живут в лесах, зарослях, долинах и вдоль больших рек, в селениях, в которых они поселились в то время, когда эти места были завоеваны теми, кто устремился сюда из арабских пустынь». К власти приходят Династия Мазьядидов.

Династия Мазьядидов ЯЗИД ибн МАЗЬЯД аш-Шабани    арабский правитель, основатель арабской династии Мазьядидов, которые были наместниками Ширвана в 799 г. - первой половине XI в. Его преемники, пользуясь ослаблением Халифата, превратили Ширван в своё наследственное владение, приняв в 861 г. титул ширваншахов. Основателем первой династии ширваншахов — Мазьядидов (Язидидов) — стал аббасидский полководец Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента (799—801).

К концу IX в. и началу Х в. политический распад халифата становится совершившимся фактом. Халифат распался на отдельные фактически независимые области с самостоятельными династиями правителей.

Наступила полоса сравнительно мирной жизни. Известий о походах арабов, о выступлениях хазар в начале IX в. нет. Мощь арабского халифата была подорвана могучими народными движениями, антифеодальной борьбой. Межфеодальная рознь ослабила страну. Не имея ни сил, ни средств управлять самостоятельно, арабы привлекают к управлению на местах местную феодальную знать, местных правителей. Только до второй половины IX в. аббасидский халифат сохранил по крайней мере внешний вид единого государства. В борьбе за власть усиливаются внутренние распри в Халифате.

Интересен тот факт, что все арабские правители при неблагоприятных обстоятельствах    искали убежище в Табасаране. В этот период табасараны участвовали  только в локальных войнах, в основном против правителей Дербента.

Правители Нижнего Табасарана.

Мухаммад Майсум (917-948).

Хайсам ибн Мухаммад (948-956). В 337 г.х./948 Хайсам б. Мухаммад был назначен в Нижний Табарсаран. Что касается ал-Баба, то его отношения с Табарсараном слагались очень неблагоприятно: в 303г.х./915 Абу-л-Наджм б. Мухаммад неудачно воевал с народом Табарсарана. Тот факт, что в 380г.х./990 эмир Маймун, будучи выгнан из ал-Баба, удалился в Табарсаран, указывает на обособленность этих мест от Дербенда (Этому не противоречат события 446 г. Х./1054, когда эмиру Мансуру помог народ (добровольцы?) Табарсарана). Селения Табарсарана, которые наш текст связывает с ал-Бабом, были Хумайдийа, Мухрака (по-арабски “погорелое место”?), Туйак и Хурмастан. Первое из них находится в Верхнем Табарсаране; второе может соответствовать современному Марага в Нижнем Табарсаране (на юг от Дербенда) (См. Казем-бек, Дербенд-наме, стр. 78 и 123, и В. Дорн, Каспий, стр. 105, 278). Туйак, который выступал на стороне Дербенда (был заселен арабами), должен соответствовать селению, которое на русских картах называется Дювек (см. у Генко).

Ахмад ибн Мухаммад (956-981)

Хайсам ибн Ахмад (981-1025). В 416г.х./1025 Хайсам, брат Йазида, сын Ахмада, умер в “поместье Мухаммада” (Хумайдийа?) в Табарсаране.

После смерти в 939 г. Абд ал-Малика I власть перешла к его малолетнему сыну Ахмаду. Через пять месяцев дербентцы изгнали его из города и присягнули правителю Табаристана Хайсам