Приветствую Вас, Гость

Исторические, духовные и государственные деятели

Богатейшая история Табасарана дала огромную плеяду великих личностей, выдающихся учёных-арабистов, просветителей, философов, общественных и политических деятелей, спортсменов, которые прославляют наш многонациональный Дагестан. Я назову имена лишь некоторых, наиболее известных из них, чтобы вы знали и гордились ими, стремились так же прославлять свой народ и священную землю Табасарана.

Абдулла-бек Ерсинский- духовный лидер табасаранского народа.

В ночь с 27 на 28 апреля 1826 г. великий сын табасаранского народа Абдулла-бек Ерсинский  был подорван в своем доме.

При этом погибли «сам Абдулла-бек, две жены его, две дочери, сын Али-бек и восемь душ обоего пола хозяев дома...».

Хасан ибн рабадан аз-Зирдаги – автор труда "Диндин асулар шубуб-иман, ислам, суннат ву" (1614), сыграл большую роль в культурном развитии табасаранцев и лезгин. В 1683 г. перевел "Гулистан" Саади на тюркский язык, что свидетельствует о разносторонних познаниях автора.

Гаджи-Магомед Зирдагский – сын видного ученого Хасана ибн Рабадан аз-Зирдаги, ученый-арабист, религиозный деятель и просветитель. Учился сперва у отца, затем продолжил учёбу в Карабахе (ныне Республика Азербайджан), в с. Верхний Крал у известных учёных-арабистов. Сохранилась его рукопись, в которой даются знания по математике, астрономии, философии и другим наукам.

Мирза Калукский – поэт-воин, широко известный в Табасаране, ставший воплощением величия народного духа, одинаково владеющий мечом и пером, горячо любящий свой край и свой народ. В своих произведениях он призывал горцев к миру и дружбе, выступал против жестоких и жадных правителей. Особое место в его творчестве занимает тема борьбы народа против иноземных завоевателей. Поэт сам принял участие в составе объединенных сил народов Дагестана в сражении с Надир-шахом и погиб в 27 лет. В райцентре Табасаранского района селении Хучни установлен памятник Мирзе Калукскому.

Хаджи Али– эфенди Джулинский (1822–1898) – наш прапрадед, "паломник двух храмов" (как пишут о нем книги), сын крупного ученого -

арабиста Ханмухаммеда-эфенди Джулинского. С раннего детства он изучал арабский язык и религиозные установления. С 1862 по 1896 гг. занимался просветительством, распространением рукописи сочинения "Джами", известного учебника по основам синтаксиса арабского языка, составленного еще в XIV веке крупным ученым-арабистом Абдурахманом аль-Фаваид. Книга имеет интересную судьбу. Переписанная уже в XVII веке, она изучалась "до дыр", переходя из рук в руки, служила незаменимым пособием для мутааллимов местных медресе.

В 1862 г. Хаджи Али-эфенди получил эту книгу от отца в наследство и распространял ее до 1896 г. в селах Табасарана. Книга хранится в фондах Дагестанского научного центра РАН. Хаджи Али-эфенди Джулинский был дважды в Мекке и Медине (поэтому и пишут о нем, что паломник двух храмов). Возвращаясь из хаджа во второй раз, он добрался до портового города Янбу-эль-Бахр, где задержался из-за болезни, и там продолжал заниматься просветительством. Умер и похоронен в г. Янбу-эль-Бахр Саудовской Аравии. Его сын Азиз– эфенди Джулинский продолжал дело отца, был тоже ученым-арабистом. Потомков Ханмухаммеда-эфенди до сих пор называют в народе "Маллияр" (ученый-арабист).

Зияудин аль-Курихи (1846–1932) – крупный ученый-арабист, религиозный деятель, просветитель, воспитал целое поколение духовных лиц и ученых, занимался вопросами социально – культурного возрождения края. Жизнь и детство его были тяжелыми. В 10 лет его отдали на учебу в другое село, в 12 лет он потерял мать, а затем и отца. Имя ученого занимает достойное место среди дагестанских просветителей, учёных и поэтов второй половины ХIХ и начала ХХ вв.

Наврузбек-эфенди аль-Халаги (1882–1972) – родился в с. Халаг. Шейх накшибандийского тариката. С 10 лет изучал арабский язык и религию. В целях обогащения знаний получал уроки у алимов сел Джули, Кюряг, Афна и др.

Он был частым гостем в нашем доме, дружил с моим отцом– Нажмут-дином. Тогда со всего Табасарана на пятничный намаз люди приезжали в Джума-мечеть г. Дербента. После молитвы они заходили к нам в дом. Я помню, собиралось очень много народу, чтобы послушать его проповеди и рассказы. Его чтили и знали не только в Табасаране, но и во всем Южном Дагестане. У него было много учеников (мюридов).

Умер Наврузбек-эфенди на 90-м году жизни и похоронен в родном селе. Могила шейха Наврузбека-эфенди стала местом паломничества сотен мусульман со всего Дагестана. Габибат Азизова. Табасаранцы. История, культура, традиции.

      Малла Гасан Цухдыгский  (1845-1943) родился в бедной крестьянской семье в 1845 году в селении Цухдыг, относившегося к владениям кадия Табасарана. С детства Малла Гасан отличался любознательностью. В его становлении большое значение имели такие черты, как настойчивость и целеустремленность. Видный дагестанский историк Гасан Алкадари в своем труде «Асари-Дагестан» среди известных алимов Дагестана, получивших образование в Сирии, называет имя Гасанова Малла Гасана. Его предки потомственные ученые-арабисты были известны еще в 17 в.  Сперва он получил религиозное образование у своего отца Гаджимагарама, совершившего хадж в середине 18 века. Кроме того, он учился у местных цухдыгских алимов. Малла Гасан научился писать и читать по-арабски в целом для получения образования. После окончания примечетской школы в Цухдыге Малла Гасан продолжил образование в медресе селения Халаг, где муталимов обучали известные во всем Табасаране и за его пределами алимы. Затем, как все всесторонне одаренный муталим, он учился у Гасана Алкадари в селе Нижний Ярак Кюринского округа. В течение ряда лет Малла Гасан находился в Сирии, где углубил свои знания по арабскому языку, а также в области математики, физики, астрономии, медицины и других наук. Малла Гасан располагал богатой библиотекой, в которой были сосредоточены книги восточных и дагестанских алимов. Многие книги из его библиотеки были уничтожены. Лишь отдельные из них уцелели. Одна из книг, которой он пользовался, - это «Жами аль-Хасатанат» Зияутдина Курихи. У Малла Гасана учились муталимы из Цухдыга и соседних аулов, сути понятий «шариат» (служение Аллаху ), «тарикат» (путь сближения с Аллахом), «хакикат» (степень сближения с Аллахом), а также таких понятий, как иман, исхан, сунна, калам, ритуальные обязательные заповеди мусульман - намаз, ураза, закят, хадж, вопросы семейно-бытового устройства, морально-этического облика людей, порядочности и нравственности. Малла Гасан считал, что познание Аллаха является основной целью служения ему, а вера в Бога - ответственностью каждого мусульманина перед самим собой, родными и близкими, а также перед родной землей. Малла Гасан был просветителем, он перевел «Гюлистан» Саади на тюркский язык. В 1942 году, когда Дагестан стал прифронтовой зоной, он призывал жителей Табасаранского района активно участвовать в строительстве оборонительных сооружений. В тяжелом для Дагестана и для всей страны 1943 году он скончался. Малла Гасан воспитал пятерых сыновей, имел двенадцать внуков и внучек. Умганат Сулейманова.

Шейх Абдулла из с. Гурик.

Шейх Сиражутдин Хурикский (Исрафилов)