Приветствую Вас, Гость

 

В постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений, в семейной обрядности, произошли значительные изменения. Изменения эти прежде всего связаны с большими расходами на угощение гостей, на приобретение свадебного наряда и других дорогих подарков для невесты. По широко распространенному мнению, свадебные расходы (как и похоронно-поминальные) требуют быстрейшего упорядочения, ограничения, сокращения бессмысленных, а порой разорительных затрат. Стремление родителей, родственников устроить свадьбу, поминки своих близких не хуже, чем у других, приводит порой к извращению хороших народных традиций.

Современные свадьбы, особенно городские, не устраивают старшее поколение. Жители старшего возраста отмечают, что в их время свадьбы проходили гораздо интереснее, содержательнее и скромнее. И объясняется это тем, что развлекательная сторона свадьбы была богаче, ярче (песни-соревнования, шутки, присутствие «шахов» и «ханов», ряженых на свадьбе и т. д.). Традиционная свадьба представляла собой настоящее театрализованное представление. Народ стремится сохранить те обряды, которые символизируют мир и согласие, красоту и эмоциональную выразительность всех свадебных циклов, всех обрядов, воспитывающих у молодежи чувства социальной ответственности друг за друга, взаимоуважения и поддержки.

Коренные изменения произошли в родильных обрядах. Сегодня все женщины рожают детей в больницах, специальных родильных домах под присмотром опытных врачей. Многие дети посещают детские дошкольные учреждения, кружки. Но наблюдается и такое явление, когда дети из-за особенностей современного уклада жизни и ориентаций не всегда находят возможность посидеть со стариками, послушать их рассказы. Ведь распространенные в прошлом посиделки взрослых и детей вечерами имели большое воспитательное значение. Они вносили не только некоторое разнообразие в семейную жизнь, но были и своеобразным источником распространения знаний. На таких посиделках взрослые рассказывали детям сказки, легенды, истории, использовали в беседах пословицы и поговорки, загадки.

Сегодня все это, в том числе традиционные детские игры и забавы, мы записываем по воспоминаниям старшего поколения. Мы не решаемся однозначно определить причины этих и других явлений, но призываем задуматься над этим.

В целом, небольшая народность создала интересную самобытную культуру. Заслуживает внимания такое явление, как стойкое бытование табасаранского языка. В настоящее время значительно расширяются его общественные функции.

В бытовом слое культуры табасаранцев – обрядах, праздниках, традициях, поведенческих нормах – сохраняются традиции почитания старших по возрасту, особенно стариков, носителей опыта и народной мудрости: распространены разнообразные атрибуты приветствий, которым учат детей с самого раннего возраста, гостеприимство (одна из лучших традиций табасаранцев, которая в новых условиях проявила удивительную стойкость), взаимопомощь.

 

Адаты табасаран

1. Если кто убьет кого-либо, то во время оплакивания старейшины назначают 3-х канлиев: убийцу и двух ближайших родственников. Через несколько дней эти старшины штрафуют убийцу на 6 штук рогатого скота, и при этом освобождается от кровного мщения один из трех.

2. По истечении 40 дней канлий-родственник может просить прощения у родственников убитого и если примирение состоится, то платит от 50 до 100 руб. и затем читает им молитву «фата». После этого он освобождается от преследования, а убийца остается канлием до примирения или убийства. Если он умрет своей смертью до убийства, вражда не прекращается, а канлием становится ближайший родственник убийцы.

3. Если убит член слабого тухума, а убийца – человек зажиточный, то он платит за кровь 600 руб.

4. Если убит член сильного тухума человеком зажиточным, но слабого тухума, то он обязан, взяв за руки своих детей и жену, выйти из дома, оставив дом со всей домашней утварью родственникам убитого им. Кроме того, он должен дать присягу, что у него, кроме оставленного имущества, больше нет ничего. Если он не делает этого, то преследуется до самой смерти.

5. Если у убийцы нет столько имущества, чтобы удовлетворить родственников убитого, он остается канлием до самой смерти.

6. Если кто-либо не признается в убийстве, то должен очистить себя 40 человеками. Если очистится, то за кровь они платят сообща, если нет – то он один. Если убитый успел перед смертью назвать убийцу, то он становится канлием и с ним поступают, как сказано выше.

7. Если в драке убиты оба, то это учитывается, как кровь за кровь.

8. Если отец убьет сына или дочь, то от кровного мщения избавляется, но платит штраф обществу – 6 быков.

9. Если это сделает женщина, то она и ее родственники должны удовлетворить мужа ее и заплатить штраф, как в п.4.

10. Если муж убьет жену, должен удовлетворить родственников ее и заплатить вышеуказанный штраф.

11. Если сын убьет отца, то лишается наследства, и должен заплатить за кровь или братьям, или родственникам отца. Также вышеуказанный штраф.

12. Если жена убьет мужа, то поступает как в п.6.

13. Если кто убьет жену и любовника ее, за это не отвечает.

14. Если убьет только любовника, то должен удовлетворить его родственников и заплатить штраф, как в п.6.

15. Если убьет жену, а любовник скроется, то должен преследовать его до конца жизни.

16. Сумасшедшие и несовершеннолетние от платы за кровь не избавляются.

17. Если больной умер при операции, врач за кровь не отвечает.

18. Кроме убийств по 1, 2, 3 пунктам канлиев не назначается.

О поранении

1. Виновный должен пригласить врача (далараха) и содержать его и раненого.

2. Если раненый умрет, то виновный должен удовлетворить врача. Но сам становится канлием, и с ним поступают, как с убийцей.

3. Если раненый вылечится, то врач определяет степень раны и назначает сумму, из которой получает 1/3 часть.

4. Если раненый лишиться какого-либо члена, то получает удовлетворение за кровь.

5. Если кто не признается в содеянном, а раненый указывает на него, то тот должен очиститься: если рана незначительная – то с 6-ью человеками, а если значительная, то с 12. В противном случае он обязан удовлетворить раненого, как указано в 3 части.

6. Если из нескольких лиц кто-то ранен и виновный не сознается, то все обязаны очистить себя присягой. Если очистятся все, то удовлетворяют истца вместе, а если кто не очистится, то он один.

7. Если раненый вылечится, примет удовлетворение и умрет, а родственники предъявляют претензии к виновному, то их претензии не принимаются.

8. Если кто ранит беременную, от чего она выбросит плод, тот обязан удовлетворить ее как за увечье, так и за плод.

9. Если чья собака укусит кого-либо и хозяин ее будет (удовлетворен) предупрежден, то во второй раз, если это случится, он платит за рану.

10. Если сумасшедший или несовершеннолетний нанес рану, отвечает наравне с остальными.

11. За неумышленную рану отвечают как за умышленную, если того пожелают родственники раненого.

О прелюбодеянии и похищении женщины

1. Если кто увезет девицу, то обязан склонить ее родственников к примирению. Если отец ее жив, то без его разрешения примирение не состоится, если отца нет в живых, то нужно согласие остальных родственников. За примирение увезший должен заплатить 600 рублей. Если при похищении девицы родственники ее догоняют и убивают его, то за убийство не отвечают.

2. Если девица просватанная, то ее родственники обязаны возвратить жениху все подарки и ему предоставляется право преследовать похитителя, как канлия.

3. Если кто увезет вдову, то с него берется 3 штуки рогатого скота и по ее желанию совершается примирение.

4. За похищение чужой жены, вор преследуется мужем и ее родственниками. Если муж догонит их, то за убийство с него не взыскивается. Если убьет кого-либо одного, то:

- если жену, то обязан преследовать виновного, как канлия до конца жизни;

- если его, то взяв жену назад в дом, отвечает за кровь. Если не взял, то не отвечает.

5. Если кто лишит невинности девушку, то от того требуют очистительной присяги со 100 человеками. Если не в состоянии будет очиститься и отец убьет дочь свою, то виновный платит штраф – 6 штук рогатого скота и делается канлием для отца девушки. А если отец не убьет дочь свою, то виновный кроме штрафа, платит ему 60 рублей.

6. Виновный не может жениться на девушке, им обиженной, против желания ее отца. Но если отец желает этого, то независимо от желания виновного совершается кебин (примирение).

7. За изнасилование вдовы – штраф в 3 штуки рогатого скота.

8. Если изнасилована женщина замужняя, то муж ее требует присяги виновного с 40 лицами. Если тот не очистится, то становится канлием, если муж убьет жену свою. В противном случае виновный платит штраф и 60 руб. – мужу.

О воровстве

1. Если виновный сознается, то удовлетворяет обиженного стоимостью украденного.

2. Если виновный не известен, то при раскрытии его он удовлетворяет обиженного стоимостью украденного и оплачивает издержки, затраченные на его поимку. Если вор не сознается, то должен очистить себя присягой с 3 лицами. Если очищается, то освобождается от взыскания.

3. Если в воровстве чьего-либо имущества обвиняется покойник, то доказывающий должен подтвердить это присягой с двумя лицами на могиле того лица. Если присяга принята, то взыскание падает на его имение.

4. Если в воровстве уличается житель другой деревни, то свидетель обязан за три дня дать знать ему, чтобы он вышел на место разбора дела. Когда выходят на это место, вновь дают ему знать, а если он не явится к полдню, то ждут до сумерек. Если не явится, то обиженный и свидетели, принявши присягу с 6 лицами своих родственников, возвращаются к себе, а неявившийся признается вором и обязан удовлетворить их.

5. Если у кого-нибудь остановится кунак, и в том месте у него похитят лошадь, то вора ищут обиженный и хозяин двора. Если кунак подозревает в краже хозяина, последний должен очиститься по 2 ст. этой главы.

При воровстве вещей и другого имущества вор разыскивается, и доказывается, и платит, как и при воровстве скота.

О поджогах

1. Если кто совершил поджог, тот возмещает пострадавшему, и платит штраф 6 штук рогатого скота или его цену.

2. Если виновный не известен, а подозревается и не сознается, то ему дается присяга с 40 человеками. Не выполнивший присягу удовлетворяет обиженного и платит штраф.

3. За поджог дома, деревьев около дома взыскивается по стоимости, но если вдруг сожжены люди, то взыскивается как за кровь и штраф, как за убийство.

О долгах

1. Если кто должен кому деньги или что-нибудь из имущества и отказывается уплатить, требуется 2 свидетеля, которые должны принять присягу вместе с истцом, что претензия последнего справедлива. Тогда ответчик обязан удовлетворить его. Если у истца нет свидетелей, то дается присяга ответчику.

2. Если кто предъявит претензию за долг кому-нибудь и последний в этом сознается, но объявит, что заплатил, то с него требуются свидетели. Если их нет, то очистительная присяга.

3. Если должник окажется несостоятельным, имущество его делится между кредиторами или же ему дается отсрочка для удовлетворения кредиторов.

Никаких письменных документов по делам о долге не употребляется.

Об убытках, причиняемых по косным и пахарным местам

1. Если у кого сделана на поле потрава земли скотом, то общество посылает двух человек определить стоимость потравы; потом обиженный взыскивает с хозяина скота удовлетворение.

2. Если обвиняемый в потраве не сознается, то требуются два свидетеля. Если таковых нет, то ему дается присяга.

3. Общество для сбережения жительских хлебов и посевов назначает караульных (куручаи), которые следят за тем, чтобы никакая скотина не травила поле.

4. Если хозяин скота, травившего общественные посевы и поля, не признает обвинение куручия справедливым, то для утверждения куручия достаточно его присяги.

5. Если чья скотина будет найдена в виноградном саду во время созревания винограда, то хозяин ее платит куручию одну сабу пшеницы.

О браках

1. Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить за нее условленную плату родственникам ее.

2. Если мужчина, сватая девицу, уславливается выдать за кого-либо из членов ее семейства свою сестру, или дочь, то в таком случае плата не выплачивается и обычай этот называется «бенги-бенга».

3. Если девица при сватанье еще не достигла совершеннолетия, то его сторона доплачивала, по условию, тому семейству, из которого взята эта девица.

4. Отец имеет полное право распорядиться дочерью один, он может выдать ее замуж против ее воли. Остальные родственники не вправе распоряжаться ею. Если отец просватает дочь и до свадьбы умрет, девушка может отказаться от своего жениха и родственники ее обязаны вернуть все подарки его.

5. Плата за девушку зависит от обоюдных условий и выходит от 100 до 400 рублей.

6. Кроме платы платится кебин: если невеста девица: от 15 до 40 руб., если вдова: от 5 до 20 руб., что составляет неотъемлемую собственность женщины. Если девушка окажется нецеломудренной, то жених ее имеет право потребовать от ее родителей другую девушку, возвращение платы и разводится с ней.

7. Муж имеет право во всякое время дать развод своей жене, при чем обязан удовлетворить ее кебинными деньгами и возвратить все, что та принесла из дому своих родителей.

8. Жена имеет права требовать от мужа только в 3-х случаях:

а) если муж не в состоянии выполнять свои обязанности;

б) если он заражен прилипчивой болезнью;

в) если по бедности не в состоянии прилично содержать ее.

О праве владения харманом

1. Если несколько человек владеют харманом, то никто из них не имеет права требовать раздела оного, чтобы свою часть занять под какую-нибудь постройку, а требует уплатить за свою часть деньгами, так как по разделе харман не будет соответствовать своему назначению. Молотят на нем хлеб по очереди

Достопримечательности

Табасаран обладает уникальной природой. Недаром его называют второй Швейцарией. Климат в Табасаране умеренный, сравнительно мягкая зима, жаркое лето (особенно в долинах), дождливая и влажная осень. В целом климат здесь умеренно - тѐплый. Склоны гор, хребтов очень богаты растительностью и используются в качестве летних, а плоскогорья - и зимних пастбищ. Почвы Табасарана горно - каштановые (каштановые и тѐмно - каштановые), горно - лесные и луговые. Встречаются солончаки, в горных частях - горно - луговые почвы, а в средней полосе - горно - степные, каштановые, горно - лесные и горные чѐрнозѐмы. Изредка встречаются обнажѐнные скалы. Разнообразен растительный мир Табасарана. Его предгорная часть представлена пышными и богатыми естественными лесосадами. В лесах растут бук, граб, вяз, сосна, дуб, береза, липа (с кустарниковым подлеском), кизил, шиповник, боярышник, барбарис. В долине р. Рубас в буково-грабовом лесу встречаются дуб грузинский, дуб пушистый, рябина кавказская, клѐн остролистый, вяз эллиптический, смородина, черѐмуха. В лесах много дикорастущих плодовых деревьев (груша, яблоки, грецкий орех, фундук, айва и др.) и винограда. Часто встречается ежевика, малина, мушмула, а также кислинка, аконит восточный, недотрога, полесник, ясменник душистый, волжанка. Горные и высокогорные луга покрыты сочной травой и служат прекрасными пастбищами для скота. Столь же разнообразен и богат животный мир Табасарана. В лесах встречаются волк, лиса, заяц, изредка бурый медведь, кабан, косуля. Водятся в лесах разные виды птиц (куропатки, голуби и др.). Из пресмыкающихся встречаются змеи.

Табасаран занимает одно из первых мест в республике по обеспеченности водоѐмами. Однако речная сеть на его территории распределяется неравномерно. В горной части реки многочисленны, на низменности их мало. Наиболее крупными реками Табасарана являются Рубас, Ханаг, менее - Большой Дарбах, Зизик, Яргил, Хамейда. Рубас и Ханаг на протяжении всего года несут свои воды в Каспийское море. Все реки берут начало в горах (Рубас берет свое начало у подножия горы Джуф-даг на высоте около 3 тыс. метров). Через все крупные реки перекинуты мосты. Вдоль берегов проходят вьючные и пешеходные тропы.

Табасаранские природные памятники - это уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. К ним относятся Дюрк, Ханагский водопад. Кужникский природный мост представляет собой арочное сооружение над ущельем, имеет ширину около 6 м, длину - более 60 м, высоту около 50 м. Мост считается священным местом.

К достопримечательностям села Ругуж относятся: мост высотой около ста метров, соединяющий старую и новую части села.

Ханагский водопад. . Водопад расположен в красивой долине. Склоны вокруг покрыты густым широколиственным лесом, а на вершине горы, возвышающейся над водопадом, сохранились развалины старинной башни, а в 3-х км от водопада находится остатки более величественной башни «Семи братьев и одной сестры» (с.Хучни, Табасаранский р-он).

Всюду на пашнях вблизи сел Кандык, Куштиль, Чувек, а также на развалинах сожженных населенных пунктов диричского магала, часто находили фрагменты заржавевших воинских доспехов или оружия. Сотни лет в народе бытовали различные версии преданий и легенд о героических подвигах диричского ополчения.

Памятники истории и культуры

1.Один из величайших памятников в истории человечества это Т А Б А С А Р А Н, где происходили самые величайшие события Древнего мира.

2. Форты стены Даг-Бары, которые сохранились недалеко от селений Зиль и Татиль Табасаранского р-на. Длина 40 км, ширина – 3 м, во многих местах была укреплена фортами и башнями. Сохранилось древнее кладбище с надгробными стелами необычной формы и остатки древней мечети. Местность некогда была в составе Кавказской Албании, в 13-14 вв. подвергалась нашествию монголов, полчищ Тимура.

3. Крепость «Семи братьев и одной сестры» – с.Хучни

4. Ореховая роща Табасарана.

5. Ерсинский платан-гигант (высота – 30 м, окружность ствола – 15 м, возраст – более 1000 лет, но оно еще хорошо плодоносит). Табасаранский р-он.

6. Аркитская пещера «святых сосцов» – в прошлом место паломничества суеверных табасаранцев. Это небольшой грот, в центре которого находится озеро с холодной прозрачной водой, с потолка свисает большое количество разнообразных по форме сталактитов – «сосцов». Вода, падая с «сосцов», издает мелодические звуки.

7. Хустильская пещера – пещера «Дюрк», «Священная пещера». Место паломничества местных жителей в 8 км от сел. Хучни Табасаранского р-на. Пещера окутана ореолом таинственности, о ней сложено много легенд и преданий. Это – целая система многозальных гротов, связанных между собой вертикальными ходами. В средние века пещера служила местом религиозных отправлений. Полы пещеры устланы коврами.

8. «Эоловый город» – на 3-х км 2 ровной площади, заросшей густым труднопроходимым кустарником, возвышаются оригинальные останцы – каменные глыбы самых причудливых форм в виде башен, столбов, арок. Кроме того, вся эта местность изрезана широкими рытвинами, богата пещерами, трещинами, воронками (аул Куг Хивского р-на).

9. Ханагский водопад, в 1,5 км от аула Ханаг. Вода низвергается здесь с высоты 18 м и имеет 2 ступени. Водопад расположен в красивой долине. Склоны вокруг покрыты густым широколиственным лесом, а на вершине горы, возвышающейся над водопадом, сохранились развалины старинной башни, а в 3-х км от водопада находится остатки более величественной башни «Семи братьев и одной сестры» (с. Хучни, Табасаранский р-он).

10. Хучнинские водопады составляют каскад из 4 водопадов, общей высотой 20-25 м.

11. Башня в селении Хив.

Отголосы предков

Обязательным сооружением каждого аула была мечеть. При мечетях имелись духовные школы. Сохранялись места языческого поклонения - "пиры". Сохранились остатки древних домусульманских религиозных верований - культ огня, камней, деревьев, пещер, родников и следы почитания земли, неба, солнца, луны. Распространено было почитание могил "святых", вера в духов, в божества-покровителей, магического представления (обряд вызывания дождя, солнца и др.).

Сохранялись и остатки почитания животных, птиц.

Допустим, праздник Эбелцан. Во время праздника взрослые говорят детям (а детские игры и забавы — это прежние взрослые обряды, так у всех народов): «Смотрите, ночью придет бабушка Эбелцан и лизнет вас языком». Когда дети засыпают, им мажут сажей лоб, щеки, живот, а под подушку кладут угощение. Утром дети убеждаются, что Эбелцан действительно приходила через очажную трубу. Очажная труба у всех народов мира — это вход из одного мира в другой.

Табасаран. архитектура - одна из самых своеобразных в Дагестане. Сохранились некоторые древние традиции, связанные с домусульманской культурой Дагестана (в Табасаране выявлены крестообразные по форме мусульманские надгробия) восходящие к традициям Кавказской Албании. Высокого уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в т. ч. орнамент, резьба. Достаточно полно представлены различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, ист. сказания, притчи, сказки - волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, дет. фольклор). Из народных праздников наиболее, древний - "эбелцан" (праздник весны). Табасараны создали богатый муз. и танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. 

Хотя процесс исламизации Дагестана растянулся на тысячу лет, язычество все-таки осталось в разных проявлениях, смешалось с исламом и до сих пор устойчиво сохраняется в быту и культуре. О многих обычаях сами дагестанцы думают, что это ислам, но это не ислам. Боюсь, что мы так напугаем дагестанцев... Но вот смотрите: все аграрные, календарные, общественно-бытовые праздники, кроме Уразы-байрама и Курбан-байрама, — это же чистейшей воды язычество. Например, праздник Первой борозды остался нам от эпохи бронзы, это инсценировка перехода человечества от мотыжного земледелия к плужному. Традиционный свадебный обряд, родильные обряды — тоже языческие. — Да, бабушка Эбелцан — это табасаранский Дед Мороз. Я это, кстати, обосновываю в своей книге «Аграрные культы табасаранцев». Вот, пожалуйста, Эбелцан — это божество весны, божество нового года у табасаранцев. Имя сохранилось в названии праздника весны. В мифологических представлениях табасаранцев важное место занимало аграрное божество нового сельскохозяйственного года Эбелцан, в честь которого в день весеннего равноденствия отмечали одноименный праздник. Непременным атрибутом божества был посох - «пятнистая палка» («цIару маргъ») из лещины. Животным, находившимся в подчинении Эбелцан, был медведь.

В некоторых селениях (Думуркиль, Ругуж, Ханаг) произошла контаминация образов Эбелцан и медведя. Эбелцан появлялась в новогоднюю ночь из очажной трубы («вход» из одного мира в другой») и оставляла гостинцы под подушкой у детей. Когда уставшие от беготни за день дети засыпали, взрослые мазали им сажей лицо, живот, спину. Утром удивленным детям говорили: «Ночью из дымохода приходила Эбелцан и лизнула вас языком». В с. Яргиль (союз сельских обществ «НитIрихъ») Эбелцан называли и по-другому - Кьамкьамиса баб. Возможно, Кьамкьамиса баб являлась также аграрным (локальным) божеством со сходными с Эбелцан функциями, что и привело к смешению этих образов.

Интересно отметить, что в с. Лака (союз сельских обществ «Дирчва») бытовала формула запугивания детей: «Кьамкьанис аба гъюру!» («Дедушка (отец) Кьамкьанис придет!»).

Примечательно, что в мифологических представлениях жителей с. Ляхля (союз сельских обществ «Сувак») сохранилась вера в трех добрых братьев джиннов - Кьамкьам, ТIамтIам, Самсам.

Интересные полевые этнографические данные об интересующих нас мифологических персонажах собраны со слов информаторов с. Кандик (союз сельских обществ «Дирчва») аспирантом Института ЯЛИ ДНЦ РАН Ю.М. Муртузалиевым. Им зафиксированы три персонажа - Кьамкьама дада, Кьамкьамиса аба, Кьамкьамиса баб. Согласно мифу, Кьамкьамиса аба и Кьамкьамиса баб в образах старика и старухи ходят по селам и раздают людям огонь, выбивая его при помощи кремней («чахмах»). У табасаранцев того, кто давал огонь, называли Кьамкьамиса. Если в очаге остается один тлеющий уголек, его называют Кьамкьама дада.

Таким образом, анализируя представленную в основном у южных табасаранцев информацию о мифологических персонажах Кьамкьам // Кьамкьама дада // Кьамкьамиса // Кьамкьамиса баб // Кьамкьамиса аба // Кьамкьанис аба, можно отметить масштаб их бытования (охвата), многообразие функций, гендерных ролей и ипостасей: в с. Ляхля Кьамкьам - локальный (в рамках одного села) добрый джинн, явно местного происхождения; в с. Кандик Кьамкьама дада - божество, связанное с культами огня и очага, а старик Кьамкьамис аба и старуха Кьамкьамиса баб - культурные герои, раздающие людям огонь; в с. Яргиль Кьамкьамиса баб - аграрное (локальное) божество; в с. Лака Кьамкьанис аба - злой демон, образ которого не идентифицируется.

Обращают на себя внимание и почтительные прибавления к основному имени - «дада» («мать»), «баб» («мать», «бабушка»), «аба» («отец», «дедушка»).

При анализе и сопоставлении указанных теонимов у всех явственно выделяется основа - кьамкьам.

Учитывая отраслевое многообразие образов, ролей и функций, можно предположить существование первоначально единого мифологического образа женского пола, по типу Богиня-мать. С течением времени и в связи с процессами, происходившими в обществе, произошла переоценка роли божества: единый образ распался на ряд божеств (что привело к инверсии и трансформации гендерных ролей, функций и ипостасей), причем некоторые из них могли перейти в разряд демонов с отрицательной характеристикой, сохранившихся, например, в формулах обмана и запугивания детей. Возможно, также, что речь идет о божественной паре супругов с самым широким кругом функций и полномочий (культурные герои, божества, связанные с культами огня и очага, аграрная сфера и т. д.).

На почве тотемизма, зоолатрии, промыслового культа и магии слова у табасаранцев, как и других кавказских народов, сложился условный охотничий язык, от которого до нашего времени дошли лишь подменные наименования некоторых диких животных.