Приветствую Вас, Гость

 

Ближайшая местность известна под общим именем Албании, а дальше у моря и горы Каспийской — [страны] амазонок.

Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна- она известна давно) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок. Название «амазонки» в античности толковали как «безгрудые» — согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука.

Страбон пишет, что гаргары живут рядом с амазонками на восточных предгорьях Кераунских гор.

Что касается амазонок, то они якобы обитали в горах выше гелов и легов, где-то в северных предгорьях Кераунских гор, рядом с гаргарами. Быть может, это кочевые племена из состава гаргаров. По Помпею Трогу амазонки были соседями албанов.

Страбон рассказывал, ссылаясь на Аппиана Александрийского (ок. 95-165 гг.), древнеримского историка, писавшего по-гречески, что эти легендарные женщины жили в горах, возвышающихся над Кавказской Албанией, неподалеку от Керавнских гор (Montagnes Cerauniennes), к западу от Каспийского моря. Метродор Скепсийскский, греческий философ и риторик 1-го века до н. э., хорошо знавший и географию, добавляет, что амазонки пришли на Кавказ вместе с гаргареями и проживали по соседству с ними на северном склоне Кавказского Хребта у Керавнских гор. Так, у лакцев Кулинского района безгрудая женщина в старину называлась Амазу. Ей поручали воспитание молодых девушек. Амазонки рожали детей от сильвов.

В Дагестане весь Нижний Табасаран, начиная от хребта Кара-сырт (К1ари яркур) до берега Каспия до сих пор табасараны называют «Галар», а Нагорный Табасаран  – «Сивар». Понять, откуда произошли эти названия не трудно. И слово «Галар» и слово «Сивар» происходит от названий албанских племён гелов и сильвов.

Силвы (сивар) являлись соседями лпинов (тпигцев), но находились севернее их в предгорье. Все правильно. Достаточно посмотреть карту Дагестана.

Также есть ещё несколько версий, но эта версия наиболее близка к истине.

«Ниже сильвов жило другое племя - лупении, - говорится у Плиния (по [I]). У армянских авторов - «лпини» или «лбины». Этническое сходство между Албанией и Лбинией, предполагаемое С. Т. Еремяном, не соответствует действительности - Лбиния отдельная область в Албании. По некоторым источникам, лбины не входили в состав Албании в середине V в.

И кто они такие «Сильвы».

Джуфу-даг (Т1ит1ивжин к1ак1) — гора в Дагестане, в хребте Кошун-даг (К1елжин к1ак1), упирающемся в гору Джалган-даг (Джал-забор, Гъван-камень) у Дербента. Абсолютная высота 9908 фт. (3021 м). На вершине горы видны крепостные укрепления г. Дербента.

Находится вблизи сёл Хараг и Кужник. На табасаранском языке Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) означает «джуф-джиф» — облако, «дагъ» — гора. Туристы и альпинисты более активно, чем географы, исследуют район Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1). В 1978 году через массив Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) был проложен всесоюзный горный маршрут 1-й категории сложности. Маршрут этот подробно описан в двух путеводителях: “Горный туризм в Дагестане" (Махачкала, 1979) и “Путешествие по Дагестану” (Москва. 1988). В выпушенном Центральным советом по туризму при ВЦСПС “Перечне классификационных перевалов высокогорных районов СССР” (Москва. 1979), среди четырёх тысяч перевалов фигурирует и Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) (3021. 1А) с краткой информацией по нему. Если лет тридцать назад к массиву Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) добраться было довольно сложно, то теперь сделать это намного проще. От аула Дулдуг, лежащего на межрайонной дороге Хив - Тпиг, 23 километра грунтовой дороги ведут в Буршаг и ещё через четыре километра дорога достигает перевала Ницраг Гурил (2382 м) в хребте Уллудаг. От аула Буршаг по юго-западному гребню одноимённой вершины или через перевал Орлиный горными тропками за три-четыре часа можно выйти к подножью. и уже дальше по гребню подняться на вершину. Тропы поднимаются к верхней кромке леса и дальше по пологому Рубас-Ханагскому водоразделу выводят на хребет Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1)  в двух километрах юго-восточнее вершины. Именно так восходят к отметке 3015 метров выпускники школ и допризывники Хучни, Ханага, Урги и других населённых пунктов.

Несмотря на близость моря, климат массива носит континентальный характер. Годовой баланс температур положительный. Летом возможна жара до 25-30". зимой же воздух охлаждается до -15-25°. Осенью гребни и вершины продуваются сильными ветрами с преобладанием северовосточного направления. Часты утренние туманы. Восточные склоны более увлажнены, так как высокая от 2600 до 1900 метров стена хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1)  задерживает влагу, идущую с моря. В “теневой”, западной и южной частях массива, сухо. Осадков здесь выпадает в два-три раза меньше. Растительность массива несколько однообразна. Все склоны и гребни покрыты высокотравными альпийскими лугами. Они гарантируют почти круглогодичный выпас коров и овец. Только на восточных склонах. на значительном отдалении от Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1), появляются широколиственные леса, состоящие из граба, бука. берёзы, осины и реже тиса. Животный мир более богат. Здесь встречаются серны, реже дагестанские туры, подлежащие охране, волки. У подножий промышляют грызуны, полевые мыши и суслики. Птичий мир состоит из красноклювых клушиц и альпийских галок, каменных куропаток и голубей. На склонах массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) рождаются две большие реки и несколько малых речек. Их в основном питают грунтовые и дождевые воды. Весной к ним присоединяются талые воды из снежников северовосточного склона. Реки восточных склонов массива более многоводны. нежели западных и южных Под перевалом Кошанапу (К1елжин к1ак1)  на высоте 2500 метров, берёт начало река Ханаг (её ещё называют Ругуджнир). которая через 27 километров впадает слева в реку Рубас. Непосредственно с Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) сбегает ручей Джуфунир, первый правый приток Ханагнир.

Южные склоны массива служат истоком реки Кошанапу (К1елжин к1ак1). Долина этой реки служит физико-географической границей хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1), а сама река, зародившись на высоте 2820 метров, через 22 километра стремительного бега по каменистому ложу, впадает слева в Чираг. Надо отметить и небольшой ручей Буршагнерцв, сбегающий с вершинного купола 2800 м, и маловодную речку Сарннерцв, рождённую в глубоком логу южнее массива Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1). Оба последних водотока — левые притоки Кошанапу (К1елжин к1ак1). В ближайших окрестностях Джуфудага (Т1ит1ивжин к1ак1) берут начало рекг Шарихерк (бассейн Уллунир) и Рубас.

Западная граница с Агульским районом проходит по хребту Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) и его восточному склону. Этот склон горы до с. Арчуг называются «Сивар-летные пастбища» и относятся к сельскому поселению «Кондик» МО «Хивский район». Этот склон горы Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) поделен на 3 участка: Большие «сильвы»-аьхю сивар, «сильвы» с. Арчуг -Арчгъварин сивар, «сильвы» Кадира-Кьадирин сивар.  Под восточной вершиной хребта Джуфудаг (Т1ит1ивжин к1ак1) проходит великая дорога- дорога жизни- Дагдеретаб.

Виды предгорий кажутся сошедшими с пасторалей итальянских художников. Пологие очертания утопающих в зелени холмов, желтые всполохи рододендронов по склонам, грушевое редколесье. В воздухе разноситься мычание, блеяние. С крутого склона сбегает крупная по нынешним временам отара овец, среди которых много еще совсем молодых ягнят. Приветствуем пожилого пастуха, разговариваем... Людей (скотоводов) из табасаранского села Кондик, которые пасли скотину в летних пастбищах называли «сильвами»-сивариъ айи марччлихънар.

Далёкая гора Джуфудаг и само табасаранское название горы (Т1ит1ивжин к1ак1) манит к себе пытливые умы. Много великих тайн, загадок и вопросов таит она в себе и сегодня.

Не умолчал об амазонках и Страбон

"Говорят, что амазонки живут в горах (Кавказских), возвышающихся над Албанией… Они жили смежно с гаргареями по северному скату тойчасти Кавказа, которая известна под названием Громовых гор. Тут в течение неменее месяца в году амазонки занимались садоводством, посевами, скотоводством,но преимущественно разведением лошадей. Самые отважные из них промышляли охотою и занимались военными упражнениями. Все они с малолетства выжигали себе правую грудь, чтобы свободней действовать рукою при разных эволюциях, а в особенностипри метании копья. Кроме этого оружия они употребляли также лук, сагарис –двойную боевую секиру и щит и делали себе шлемы, панцири и пояса из шкур диких зверей. При наступлении весны они отправлялись на ближайшую гору (Джуфудаг -Т1ит1ивжин к1ак1), отделявшую их от гаргареев, и оставались там два месяца. С своей стороны и эти последние,следуя древнему обычаю, поднимались туда же. Соединившись с амазонками, они вместе приносили богам жертвы, после чего в тайне ночи соединялись без разбора…Происшедшие таким образом дети делились по их полу: девочки оставались при матерях, а мальчики возвращались отцам…". Думал стоит написать или нет. В подтверждении выше сказанному думаю стоит. Вот она эта великая тайна всех времен и народов. Гора Джуфудаг и само табасаранское название горы Т1ит1ивжин к1ак1. Достаточно в слове Т1ит1 заменить букву "И" на "у"-место интимных встреч и порыва страстей амозонок с сильвами (скотоводами из селения Кондик). Но эта уже другая история.                                     

Еще Страбон указывал, что гелы живут между албанами и амазонками. В «Армянской географии VII века» этноним гел написан в форме хел и помещен рядом с племенем (сильвы).

Слово «Гел-Галар» зимние пастбища скотоводов.

Из всего выше сказанного следует, что предки табасаранов до 3-4 вв. назывались гелами (скотоводы) «Галар» и они занимали не только горную и предгорную части Табасарана, но и равнинную, , «сильвы» спускались с гор (сивар) на теплую равнину. У читателя возникнет вопрос на счет локализации "гелов" Во время окупации равнинной части Арран сасанидами и арабами "гелы" вынуждены были перенести свои зимние пастбища на низменную часть летних пастбищ -Сивар. Тому подтверждение наличие животноводческих ферм на низменной части -Сивар.

Чилбы (чилбар, шилбар). Некоторые авторы путают силвов с чилбами, вернее идентифицируют. Это ошибочная позиция. Б.А. Арутюнян и А. Акопян локализуют и силвов, и чилбов рядом, но в Нагорном Ширване (178, стр. 89) (Кавказская Албания IV в. до н. э. - IV в. н.э.,.)

Лбины (тпиги). А.А. Акопян считает, что чилбы и лпины обитали в верховьях реки Гирдман  (попытка восстановления государственного образования Кавказская Албания была предпринята после прихода к власти в Персии Сасанидов). Да прав А.А. Акопян. Гардашан (Гардман) –древнее название города рядом с с. Хив, а река Гирдман –древнее название реки Могу дере (магъу дере). Чилбами называли жителей населенного пункта Атрик (Ч1илихъ) Табасаранского района.

В этно-историческом аспекте Албания после IV века не был полностью идентичен к ан-тичной Кавказской Албании.

А, что касается идентичности населенных пунктов античной Кавказской Албании и Ал-бании после IV века скажу следующее: При великих потрясений на Кавказе (при оккупа-ции Кавказской Албании варварскими державами народы вынуждены были переселиться в другие места и за одно сохранили названия населенных пунктов.

Армянский историк А. Ш. Мнацаканян, со своей стороны, утверждал, что территория между Араксом и Курой (Охватывала территории современного Нагорного Карабаха и прилегающие к нему территорий). всегда была заселена этническими армянами. По мнению А. Ш. Мнацаканяна, территории к югу от Куры, между озером Севан и Араксом, принадлежали армянам с ранних времён формирования армянского этноса, с VII в. до н. э. Эти территории, которые позднее (в 387 г. н. э.) были присоединены к Кавказской Албании, Мнацаканян именует «Новой Албанией», в отличие от остальной территории Албании к северу от Куры, и утверждает, что «Новая Албания» была армянским регионом во всех аспектах. Позиция Мнацаканяна была критически встречена международным научным сообществом, которое сочло её политически мотивированным историческим ревизионизмом. И правильно сделано.

 Азербайджанские учёные (З. Буниатов; вслед за ним И. Алиев и др.) выдвинули теорию, согласно которой сообщения античных авторов «неточны» и Арцах не постоянно входил в состав Армении, но переходил из рук в руки между Арменией и Кавказской Албанией или даже постоянно входил в состав Албании. Противники этой теории считают её частью кампании по фальсификации истории, проводившейся, по их словам, в Азербайджане ещё с советских времён. А здесь противники очень глубоко ошибаются.

Когда и как произошла арменизация края, в точности известно. А. П. Новосельцев отмечает, что часть населения всего правобережья Куры была арменизована ещё в период политической гегемонии Армении, то есть до конца IV века. Уже Страбон утверждает, что все области Армении «говорят на одном языке», но это не обязательно означает, что армянский язык был домашним языком для всего населения царства, а только то, что он был общим языком, lingua franca или даже койнэ (как русский в нынешней России). Но во всяком случае к началу Средневековья арцахцы говорили не просто по-армянски, но и на своём собственном диалекте, что отмечает около 700 г. поэт и грамматик Степанос Сюнеци.

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области. Так, по строению зубной системы они оказались очень близки к своим кавказским соседям. В древности территория Арцаха (Карабаха) была населена кавказскими автохтонными племенами.

До присоединения к армянскому государству во II в. до н. э., соседних с ним областей, на территории правобережья Куры обитали племена — утии и гаргары-албаны.

 И территория между Араксом и Курой входила в состав античной Кавказской Албании.

 И название «Карабах» является словом табасаранского языка. Кара (К1ару)-черный, Баг (багъ)-сад т.е. Черный сад.

Томас де Ваал. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. Глава 5.

Ереван. Тайны Востока                                                                                                               

И так уважаемый Читатель! Все кто занимается Кавказской Албанией они все это понимают, что написано выше. Потому что это все написано на понятном русском языке. К великому удивлению многих мой табасаранский язык сохранился таким, каким он был 2000 лет назад. Он стал ни древним ни новым. Истории создавали народы, документировали Великие Люди. Спасибо всем "ученым" начиная с 17 века по сей день: Не думая об этом и не желая этого они создали Великую Историю моего маленького табасаранского народа. Оставляю поле деятельности для молодых.

И торжественно заявляю: Табасараны являются прямыми потомками кавказских албан.

Вот Вам и еще одно подтверждение всему выше сказанному:

… В Табасарани он поставил правителя по имени Табасаран (Табран, Сабран), который был начальником и Дербентского гарнизона. Дербенд-наме.  Глава I. Хазары и персы в V и VI столетии. (Примечание автора:  В 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства. С распадом этого государства в V вв. н.э. на территории Дагестана возникла самостоятельная область – Табасаран, именовавшаяся в источниках V в. как Таваспоран.

По одной версии считается, что происхождение названия «табасараны» связано с именем начальника Дербентского гарнизона Табран Сабран. Вот вам и ответ на вопрос; а как называли область Табасаран до  V в. Вот и ответ вам: Кавказская Албания).

Аланы по древним источникам. (Тем кто сомневается в правдивости «История Табасарана. Табасаран с древнейших времен до наших дней). Точно также арабские географы часто упоминают об Аланах в соседстве с Хазарами, что весьма естественно, так как Алания, известно, соответствует древней Албании. Современный Ширван является страной древних албанцев, покоренных Помпеем; их называли также аланы, а армяне... называли их агуани. Эти древние албанцы... ГЕНРИХ-ЮЛИУС КЛАПРОТ Гильом де Рубрук: "Прежде чем добраться до Железных Ворот (Дербента), мы нашли один замок Аланов; К западу же от Каспийского моря находятся Аланские горы (Албанские горы) (Уважаемый читатель обратите внимание: К западу от Каспийского моря). Реконструкция (античного периода) Самуэля Батлера: Албания и Аланы указаны, одновременно, на одной территории. Открывайте карту вот вам и ответ. Ю. Клапрот, к примеру, считал, что этнонимы алан и албан были двумя наименованиями «одного и того же народа».

3онapac знает народ алан, называвшийся раньше албанами». Блайхштайнер полагает, что древние авторы, как и армянские, рассматривали алан и албанов как один народ, и считает «непостижимым стремление отдельных авторов рассматривать их как отличные друг от друга народы». Персидские хроники правильно назвали возраст Дербента, но «неточно» приписали основание крепости своим правителям. Раскопки показали, что иранцы к возведению древних Каспийских ворот не имели отношения. Дербентская крепость существовала тысячу лет без них, пока в IV в. н. э. ее не захватили сасанидские шахи. В слоях VIII в. на дербентском холме обнаруживаются следы пожара, находки изящных скифских наконечников стрел и неуклюжих массивных закавказских. «Подобные наконечники стрел были найдены у стен Ашшура и Вавилона, в слоях древних городов Урарту.

Но кто же воевал у стен Дербента? Кто и от кого построил крепость? Может быть, все же иранцы (мидийцы) — от скифов, защищаясь от «агрессии варваров»? Но в Дербенте не найдено никаких следов иранской культуры: вся керамика VIII–VII вв. до н. э. или местная, чисто кавказская. Однако среди историков бытует мнение, что в античные времена Дербентская крепость принадлежала маленькому государству, так называемой античной Кавказской Албании. Вообще удивительно, как сама Албания, сохраняло относительную независимость, не подчиняясь ни Риму, ни Парфии, ожесточенно боровшимся за власть над Передней Азией на рубеже новой эры?.. Не вызывает удивления и тот факт, что Фавст Бузанд называет аланского (албанского) князя Санесана представителем той же династии Аршакидов, что и парфянские правители.

Что же касается Дарьяльского ущелья (которое так именуется ни одно тысячелетие) информации почти нет или так же в различных источниках касаются этой темы попутно. Это скорее Дарвагское ущелье, а крепость семи братьев и сестры в с. Хучни-Албанская крепость.

Уважаемые читатели! Вот Вам еще одно подтверждение фальсификации истории. Открывайте в Поиске «Карта Московии, составленная Павлом Иовием (Паоло Джовио), епископом Новокомским, и русским послом Дмитрием Герасимовым в 1537 году.                                                           Известный русский писатель и переводчик Дмитрий Герасимов, будучи послом Василия III к римскому папе Клименту VII в 1525 г., встретился с итальянским ученым-гуманистом, врачом, историком и географом Паоло Джовио, епископом Новокомским, и способствовал ему в написаниии книги об этом посольстве и России вообще. Он помог ему составить первую сравнительно достоверную карту России. Ее гравированный лист должен был быть приложен к изданному в 1537 г. сочинению Павла Иовия (он пишет об этом в книге), однако по неизвестным причинам не был опубликован и оставался неизвестным вплоть до 1994 г., когда единственный экземпляр карты был обнаружен в частной коллекции и приобретен Российским правительством на аукционе Сотби в Лондоне. Карта выполнена на высочайшем уровне географии своего времени, ориентирована Юг – Север, отмечены Москва, Вологда Нижний Новгород, Псков, Черное, Азовское, Белое моря, Крым, Кавказские горы и др.

Хронология  исторических событий

Создание единого царства в пределах предгорной части южного Дагестана-Табарсарана, Аррана, прибрежной части современного Азербайджана и Табаристана  относится к IV в. до н. э. - IV в. н.э, которая вошла в историю, как Кавказская Албания.

Население Кавказской Албании изначально составляли табасараны, которые имели и имеют и по сегодняшный день 26 наречий в языке. В основу государственного объединения входило: Табарсаран (границы менялись в зависимости от политической обстановки), прибрежная часть современного Азербайджана, и Табаристан. Остальные топонимы местностей (Арран, Каспи) даны выше. Именно это племя инициировало объединение своего народа в союз, в период великих завоеваний Александра Македонского.

Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских и персидских источниках; еще больше осложнений вносит в дело арабский алфавит, совершенно неподходящий для передачи необычных иностранных имен.

Впервые албанцы упоминаются в письменных источниках как участники битвы при Гавгамелах со стороны Мидийской сатрапии.

В правление императора Адриана (117—138 н. э.) Албания претерпела нашествие аланов.

В 83—93 гг. н. э., в правление императора Домициана, для поддержки союзных Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион.

В 65 г. до н. э. Помпей выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей.

Хронологические рамки определены I-VI вв. и обусловлены, с одной стороны, наиболее активной ролью на кавказской политической арене Ирана, с другой, временем активного давления степняков - до продвижения в Прикаспийские пределы  гуннов.

Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи - египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов  и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

В этом разделе книги, нарушая хронологию событий, рассмотрим правление царской власти албанских Аршакидов и  историю албанского  Михранидского рода, господство которого было установлено над Албанией после падения царской власти албанских Аршакидов. Из Михранидов отражено правление Джеваншира.

Аршаки́ды— название албанских царских династий, правившая в Парфянском царстве в 250 до н. э.—227 гг.

Основатель Аршак II (часто ошибочно указывают Аршак I) младший брат Аршака I, после смерти, которого Аршак II принял главенство в племенном союзе дахов и, завершив завоевание исторической области Парфия, положил начало созданию Парфянской державы.

Артабан V — царь Парфии из табаристанской династии Аршакидов с 216—224 гг. н. э. Артабан восстал против своего брата Вологеза V, и одержав верх в очередной междоусобной борьбе, короновался царём, сосредоточив в своих руках высшую власть в Парфии.

Вскоре после победы при Нисибисе Артабану V пришлось столкнуться с более опасным противником, чем Рим. Недовольство народа, фактическая анархия в Парфии, истощённые ресурсы вследствие непрекращающихся войн с Римом вызвали бурю недовольства во всех прослойках населения. Одним из восставших против власти парфян стал наместник провинции Парс, Ардашир I из рода Сасана. Артабану на начальном этапе борьбы удалось одержать верх над Ардаширом, но силы Ардашира росли, особенно, учитывая, что на сторону последнего стали переходить парфянские владетельные роды. Только род Каренов сохранил верность Аршакидам. Мовсес Хоренаци сообщает также о восстании против Ардашира знатного парфянского рода Каренов. Затем Ардашир истребляет весь род Каренов, кроме одного мальчика, Перозмата, увезенного в Кушанское царство (с. Буршаг Агульского района). В результате ожесточенной борьбы войска Артабана были разгромлены Сасанидами. Вот так описывают эти события древние историки:

«Золотая колесница Митры, бога Солнца, устремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска парфянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.

С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил властительницу животворящих вод, жрецом храма которой был когда-то его дед, Сасан, принадлежавший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты. Ардвисура Анахита (авест. Arədvī Sūrā Anāhitā) — богиня воды и плодородия в иранской мифологии. Божество-язат в зороастризме. В Авесте Ардвисуре посвящён отдельный гимн — Яшт V — Ардвисур-Яшт или Абан-Яшт».

На этом завершилась эпоха 475-летнего правления Аршакидов.

К власти в Персии приходят династия Сасанидов