Приветствую Вас, Гость

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Территория Табасарана включает, прежде всего, предгорный, а также низменный и внутригорный районы.

Его предгорная часть, состоящая из серии хребтов и возвышенностей, ограничивается хребтом Карасырт (в народе его называют «КІару яркур»). Наивысшая точка последнего над уровнем моря представлена горой Софидаг (1428 м.).

Орографически внутригорный район представляет собой относительно высокую среднегорную область, где хребты гор расчленены продольными долинами, в которых берут начало небольшие речки и реки, во многом образующие гидрографическую сеть Табасарана. Последняя представлена, прежде всего рекой Рубас (длина 80 км), берущей свое начало на горе Джуфудаг (3015 м.), а также меньшими реками - Дарвагчай, Чирахчай, Карчагсу и др.

Главный горный хребет Табасарана - Рапак, вершины которого иногда и летом покрываются снегом.

По геологическому строению территория Табасарана включается в известняково-карстовый район с характерными сланцевыми и глинистыми конгломератами, а также плотными песчаными и меловыми известняками.

По своим природно-климатическим условиям данная территория является одним из наиболее благоприятных уголков не только Южного, но и Дагестана в целом. Климат здесь отличается относительно мягкой зимой, жарким летом (особенно в низменной части и в долинах), дождливой осенью.

Почвенный покров, отличающийся большим разнообразием, представлен каштановыми, карбонантными, коричневыми и бурыми лесными, горнолесными и горно-луговыми почвами. В долинах рек в условиях гидроморфного режима развиты луговые и лугово-лесные почвы. Встречаются также маломощные черноземы и солончаки.

Благоприятные природно-климатические условия обусловили разнообразную флору и фауну Табасарана. Особенно впечатляют богатые естественные лесосады, расположенные в его предгорной зоне и небольшие лесные массивы, сохранившиеся в долине реки Рубас. Здесь растут дуб, береза, бук, граб, сосна, липа и др. Среди дикорастущих плодовых можно выделить айву, яблоню, грушу, алычу, облепиху, фундук и т.д. Горные луга представляют собой прекрасные пастбища для скота.

В местных лесах водятся бурый медведь, волк, лиса, кабан, заяц и др., а также различные виды птиц и пресмыкающихся. Приведенный материал позволяет утверждать, что территория Табасарана со столь благоприятными условиями могла быть заселена с глубокой древности. Действительно, несмотря на то, что серьезное археологическое исследование Табасарана еще впереди, в истинности такого вывода нет сомнений, поскольку памятники ашельской эпохи были обнаружены на ближайшей к нему территории - в местности Чумус-Иниц, на границе Дербентского и Кайтагского районов, и западнее Геджуха, что в Дербентском районе. Дополнительным тому подтверждением являются материалы Хивского могильника, располагавшегося на территории поселения эпохи бронзы (III тыс. до н.

Основу социальной организации Табасарана составляла сельская территориальная община — джамаат, базировавшаяся на общиной и совокупности частновладельческих видов собственности (мульков). Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые («вольные» в русской историографии XIX в., их нередко называли «республиками») и частично зависимые от феодалов. Союзы иногда объединялись в союзы союзов (суперсоюз). Большинство табасаранов входило в суперсоюз «Дювек-Елеми», объединивший союзы общин — Чуркул, Караг и др. Остальные табасараны находились в разной степени зависимости от феодальных владетелей — майсума и кадия.

Функции управления принадлежали общине, исключая интересы, касающиеся союза.

Военно-полит. и правовыми функциями наделялся преимущественно суперсоюз, имеющий для решения важнейших вопросов верховный орган — сход представителей. В промежутках между сходами этот союз управлялся высшим советом, состоявшим из влиятельных лиц.

Социально-политическая и экономическая жизнь населения общины регулировалась адатом, испытавшим воздействие шариата. Нормы адата были обязательны для всех без исключения.

Во главе управления общины был сельский кавха, обладавший полнотой духовной и светской власти. Общество управлялось старшиной, исполнителем во главе с глашатаем. Наиболее важные вопросы выносились на сход общины. Тяжбы решались по адату (уголовные и гражданские) и шариату (религиозные, семейные, наследственные, по завещаниям, по гражданским искам).

Господствующая форма семьи табасаран — малая семья, однако еще в начале XX в. встречаются пережитки большой семейной организации в форме неразделенных крупных семей. Семьи входили в тухум — группу патрилинейных семей, ведущих происхождение от одного предка и имевших четко выраженное родственное, идеологическое и общественное, а не экономическое единство. Тухум не экзогамен, но и не обязательно эндогамен. Он представляет и общественную единицу, отражая социальное и политическое деление сельской общины, сочленяясь с общинным управлением.

До 30 годов 20 столетия Табасаран был прославен знаменитым зажиточным кондыкцем Гаджи-Куттай Эфенди.

Современное хозяйство Табасарана базируются на традиционных занятиях, преобразованных на основе механизации и достижений научно-технической революции. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы.

До 1990 года экономика и социальная сфера развивались динамично. Главными отраслями сельскохозяйственного производства являлись виноградарство, садоводство, животноводство, овощеводство и зерноводство

В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, более 3500 табасаранцев вместе с остальными народами героически защищали Родину. Многие земляки за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Отчизны, награждены орденами и медалями Советского Союза. На строительстве оборонительных линий на территории Дагестана около 2 тысяч табасаранцев принимали самое активное участие.

За годы советской власти в табасаранских селах произошли большие перемены. В 1921 году были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей.

В XVI—XVII вв. у табасаранов устанавливается окончательная хозяйственная специализация по естественно-экономическим зонам, складываются хозяйственно-культурные ареалы: равнинный, предгорный и горный. Основные занятия у табасаран: земледелие, скотоводство. Развиты были и домашние промыслы: обработка шерсти, дерева, камня, кожи, глины; практиковалось отходничество. Кроме феодальных владений, существовали союзы сельских обществ (магалы), известные под названием Девек-Елеми.

Становление производящего хоз-ва земледельцев и скотоводов у Т. произошло в неолите (VI до н.э.), а в эпоху бронзы и железа происходит подъем земледельческо-скотоводческого хоз-ва, рост террасного земледелия, садоводства, приручение животных и т.д.

Разделение труда в семье носило половозрастной характер. Пахота, сев, полив, ремонт с.-х. орудий и оросит, системы и др. производились мужчинами. Уход за зерновыми культурами, жатва, огородные работы, уход за крупным рогатым скотом и переработка молочных продуктов, обработка шерсти, ткачество, вязание и другие работы выполнялись женщинами. Молодые табасараны осуществляли вспомогательные и тяжёлые работы, не требующие особого мастерства.

Основные занятия табасаран: земледелие, скотоводство. Развиты были и домашние промыслы: обработка шерсти, дерева, камня, кожи, глины; практиковалось отходничество. Основу социальной организации табасаран составляла сельская территориальная община — джамаат, базировавшаяся на общиной и совокупности частновладельческих видов собственности (мульков). Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые («вольные» в русской историографии XIX в., их нередко называли «республиками») и частично зависимые от феодалов. Союзы иногда объединялись в союзы союзов (суперсоюз). Большинство табасаранов входило в суперсоюз «Девек-Елеми», объединявший союзы общин — Чуркул, Караг и др. Остальные табасараны находились в разной степени зависимости от феодальных владетелей — майсума и кадия. Функции управления принадлежали общине, исключая интересы, касающиеся союза.

В той или иной степени с древнейших времён здесь развивались все отрасли хозяйства - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Ведущими отраслями хозяйства издревле являлись земледелие и скотоводство. Подтверждением этому могут служить археологические материалы, письменные источники, фольклор, а также сохранившиеся вплоть до начала XX в. пережитки аграрных культов, земледельческих обычаев и праздников - обряд вызова дождя и солнца, праздник пахоты и др.

Древность и развитость земледелия и скотоводства у табасаранцев подтверждается и многими другими факторами, в т.ч. обилием животноводческих и земледельческих терминов. Разнообразие естественно - географических и климатических условий наложило определённый отпечаток на весь хозяйственное строй и быт табасаранов. Названные отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, домашние промыслы) не в одинаковой мере были развиты у разных групп (северных, южных, верхних) табасаранцев. Верхнее предгорье, охватывающее значительную часть территории (верхний Табасаран и часть территории нынешнего Хивского района, населённое табасаранами), где находились прекрасные пастбища для скота, стало зоной преимущественно скотоводства с преобладанием крупного рогатого скота. Здесь же табасаранцы дополнительно возделывали землю на склонах гор, там, где позволяла почва. Нижнее предгорье - нижний Табасаран - являлся житницей не только для своего населения, но также снабжал зерном агулов и рутульцев. Здесь с сильно развитым земледелием сочеталось менее развитое скотоводство.

Единицы измерения.

Для измерения жидких тел (масло, мёд и др.) применялась "гирванка"--мера, составляющая 400 граммов жидкости. Самым малым разновесом являлась "гьац1 гирванка" (0,5 гирванка), далее ---"кьюб гирванка"---800г, "черек", состоящий из пяти гирванка, а "гьац1 черек"--половина черека. Для измерения сыпучих тел применялись "вагъя" (1кг),

"сеъ"---мера составляющая 2,5 кг. Четыре сеъ составляли один "гьашв"---10 кг, 6 "сеъ" ---1 "такъач" (такъа), 8 "сеъ"---1 швтушв, 2 такъач составляли один ребе, 24 сеъ составляли 1 "къапан"(самая большая мера ),т.е. 60 кг.

Мерами длины служили части тела человека: палец, локоть, ступня, шаг, плечо и другие.

Расстояние между указательным и большими пальцами руки принято было называть "черек",а расстояние между большим пальцем и мизинцем называлась "ч1иб". Два ч1иба составляли "саб къари" ( 05 м.). Длина локтя (расстояние по прямой от локтевого сочленения до конца вытянутого среднего пальца мужчины среднего роста) считалось также равной 50 см. Существовало ещё мера кулаком. Так, например, пять сжатых кулаков и два пальца составляли 0,5 м. Ширина 4 пальцев называлась "гагь".

Расстояние мерилось шагом "ч1ак1ул". Длина ч1ак1ул в среднем равнялась 60-70 см. Существовала ещё одна мера " аршин" (1,5м.)

Кроме того расстояние мерилось и длиной пройденного в определённое время пути.

Пахотную землю измеряли количеством мерок засеваемого зерна или же временем, затраченным на посев,а мерами для сена служили охапки. Шесть охапок составляли сани.

Единицы измерения сыпучих тел Единицы измерения жидких тел:  (с. Туруф)

гирванка ят– мера, равная 400 г
черек – «пь гирванка» = 2000 г
гьацI черек = 1000 г (1 кг)
четвер = 3 литра
луху –деревянное ведро
челег – бочка:

сеъ – мера, равная 2,5 кг
гьашв = четыре сеъ (10 кг)
6 сеъ = 1 такъач
8 сеъ = 1 швтушв (20 кг)
2 такъач = 1 ребе (30 кг)
24 сеъ = 1 къапан (60 кг)
шагьад – приблизительно 0,5 сеъ

Для измерения сыпучих тел использовались и такие меры:

миъ – пригоршня
карк – горсть
шутIам – щепотка

Единицы измерения длины:

черек – расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами
чIиб – расстояние между вытянутым большим пальцем и мизинцем
2 чIиб – гъари (саб икI) = 0,5 м
хличч – расстояние от локтевого сочленения до вытянутого среднего пальца мужчины среднего роста = 50 см
пять сжатых кулаков и два пальца составляли 50 см.
гагь – ширина 4 пальцев
гам – в среднем 60 – 70 см.
лент = 2 метра.
уьбечч – расстояние между отметками (бороздами) вспаханного поля для определения количества засеваемой пшеницы, равная приблизительно 10 м.

Расстояние измерялось и длиной пройденного в определённое время пути: сад йигъан гъягъру рякъ, гьацI йигъандин рякъ.

Мерой служило и время: йигьаг убхьру вахт.

Пахотную землю измеряли количеством мерок засеваемого зерна или же временем, затраченным на посев.

Мерой земляных участков служил участок земли, вспахиваемый двумя волами, впряжёнными в деревянный плуг.

Маленький участок измеряли совсем оригинально: саб гамуш дабхъру йишв; дажи дибгъру йишв.

Мерой для сена служили также гъагъ, гюъ, эпел, хара.

Земледелие

Осн. занятия табасаран - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье - преим. выгонно-стойловое с преобладанием кр. рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье - отгонное, главным образом овцы). В прошлом выращивали техн. культуры - марену, коноплю и хлопок. Ведущими зерновыми зонами являются равнинная и предгорная. Применяется искусств, орошение. Важнейшие традиц. орудия пахоты - горский лёгкий плуг - дуруц (Верхний Табасаран). В Нижнем Табасаране применялся более тяжёлый дуруц.

Из хлебных злаков табасаранцам с давних пор известны пшеница - "дяхин", ячмень - "мух" (Верх. Табасаран), "ир" (Ниж. Табасаран), рожь - "сурсул", просо - "дукI", овёс - "гаргар", полба - "нюрх", горох - "харар", кукуруза - "гъяжибугъда". Состав культурных злаков, которые возделывалисьв разных частях Табасарана, варьируется довольно заметно. Пшеница, ячмень, просо, овёс, кукуруза возделывались почти на всей территории Табасарана. Наибольшее распространение эти культуры получили в Нижнем Табасаране. Рожь преимущественно сеяли в Верхнем Табасаране.

Основными злаковыми культурами для всего Табасарана считались пшеница и ячмень. В нижней части Табасарана и в предгорье преобладали посевы озимых, а в верхней (горной) части - яровых. Занятие земледелием требовало большого трудолюбия. В земледельческих работах принимала участие вся семья: мужчины и женщины, старики и дети. Пахота, сев, полив были делом мужчины. В уборке урожая, в молотьбе, перевозке снопов принимали участие как мужчины, так и женщины, дети. Прополку делали обычно женщины. Благодаря различным способам почвозащиты и террасирования склонов, табасаранцы интенсивно использовали каждый клочок земли. Культура земледелия здесь, как и повсюду в горах, была довольно высокой. Здесь издавна применялись различные способы удобрения и искусственного орошения полей. Урожай убирали вручную серпами (дагьур), обмолачивали снопы на круглой утрамбованной площадке (раццар), запрягая лошадей на массивные молотильные доски (гьаяр).

Сундук для хранения зерна и муки. Селение Джульжаг.

После присоединения Дагестана к России основными занятиями табасаранцев продолжали оставаться земледелие и скотоводство. В первой половине XIX в. широкое распространение в Нижнем Табасаране получили технические культуры - конопля, хлопок, табак, марена. В 1850 г. впервые семена гаванского табака были посеяны в Северном и Южном Табасаране. Хотя земледелие в Табасаране являлось одним из важнейших хозяйственных направлений, его интенсивное развитие сдерживалось низкой технической оснащённостью, слабой культурой посевов. Первым привез картофель на территорию Южного Дагестана из Сибири житель села Чувек Абдурахман-гаджи и научил сельчан выращивать его.

Скотоводство

Исконным занятием табасаранов наряду с земледелием было скотоводство. Оно обеспечивало население Табасарана основными продуктами питания (мясо, молоко), тягловой силой, давало сырьё для одежды и обуви. Скотом уплачивали налоги, выплачивали калым, аренду пастбищных угодий, штрафы, приданное и т.д. Продукты скотоводческого хозяйства находили широкий сбыт на внешнем рынке, давая этим средства для покупки зерна и других предметов, необходимых в хозяйстве.

Жители аулов Табасарана разводили крупный и мелкий рогатый скот.Из отраслей скотоводства в Нижнем предгорье ведущее место занимал крупный рогатый скот местной породы, который для этого субрегиона наряду с земледелием являлся основным источником существования. Вместе с дойными коровами, буйволицами, в домашнем хозяйстве был широко представлен и тягловый скот (быки, буйволы), разведение которого имеет на юго - востоке Табасарана древнюю традицию. У жителей же горной зоны больше было развито овцеводство. В ряде аулов (Кондик, Хурсатиль, Артик, Аскан- Ярак и др.) скотоводство являлось главной отраслью хозяйства. Жители аулов Табасарана разводили крупный и мелкий рогатый скот. Из отраслей скотоводства в Нижнем предгорье ведущее место занимал крупный рогатый скот местной породы, который для этого субрегиона наряду с земледелием являлся основным источником существования. Вместе с дойными коровами, буйволицами, в домашнем хозяйстве был широко представлен и тягловый скот (быки, буйволы),

Садоводство и виноградарство

В хозяйственной деятельности табасаранцев определённое место занимали садоводство и виноградарство. Благоприятные почвенно - климатические условия позволяли выращивать здесь различные виды садовых и огородных культур.

В Табасаране культивировались различные сорта яблонь, груш, слив, черешни, вишни, персиков, абрикосов, а также грецкий орех, который служил важной статьёй дохода. Селекционная деятельность крестьян дала возможность вывести десятки местных сортов фруктов. Одних только сортов груши было около 20. Особенно широко были распространены следующие сорта: "кьюракки". Имелась белая и чёрная черешня.

Виноградарство в основном было развито в плоскогорных частях Северо-Табасаранского участка. Виноградарство, как и садоводство, являлось побочной доходной отраслью. Отдельно виноградных садов почти не было. Виноград сажали вместе с фруктовыми деревьями.Из винограда местные жители варили "дюшаб" (виноградную патоку) и в этом сиропе варили варенья из айвы, яблок и других фруктов. Разводились и бескосточковые сорта винограда для кишмиша

Промыслы

Наряду с земледелием и скотоводством значительную роль в хозяйстве табасаран играли домашние промыслы, обеспечивавшие нужды населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, в сельскохозяйственном инвентаре. Для табасаран того времени характерны были и занятия рядом ремесел. Одно из ведущих мест занимала обработка шерсти. Она использовалась для изготовления паласов и ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов.

Вот что передает корреспондент НТВ(29.07.2003): " В Дагестане древнее искусство — плетение ковров, вновь обретает былую популярность. Чтобы восстановить древний орнамент, придумали специальную технологию. Старинный узор переносят на специальную канвовую бумагу. На это уходит около 4-х месяцев, больше, чем на создание самого ковра. В каждом изделии как минимум 7 основных цветов и 13 полутонов. Специалистам также удалось восстановить древний рецепт натуральных красок, которые не тускнеют 200 лет.

В табасаранском ауле, кроме ковров, изготовляли переметные сумки, коврики для седла. Общеизвестно, что в Табасаране издавна развито ковроделие. Давность и самостоятельность развития этого промысла привели к созданию чисто местных ковровых узоров: "сафар-чечне", "турар-чечне", "вартар-чечне", "сюбяг-чечне" и др. Долгое время табасаранские мастерицы обходились чисто местными красителями: кореньями марены, корой орехового дуба, барбариса, травами (например, сары-гел).

В 1928 г. в с. Хучни было создано товарищество по совместному изготовлению ковров. Артель объединили ковровщиц из Хучни и соседних аулов, причем шерсть мастерицы получали от артели, но каждая работала дома. Лишь в 1930 г. была построена ковровая мастерская на 30 станков. Это улучшило условия работы ковровщиц, позволило более интересно организовать их досуг. В 1958 г. на базе хучнинской артели была создана ковровая фабрика. Ее цеха созданы в аулах Курках, Хурик и Джульдаг. Основными центрами ковроткачества были селения Ерси, Хучни, Сыртыч, Аркит и др. Женщины сами готовили пряжу, растительные краски. Растительную краску красного цвета в основном изготовляли жители сел Ерси, Дарваг, Зил. Здесь большое распространение имели ворсовые ковры, известные под наименованием "дербентских" и "табасаранских" ковров. Из шерсти выделывали сукно, которое шло на изготовление верхней одежды мужчин, из хлопчатобумажной ткани шили рубашки. Немалую роль в изготовлении одежды играло и шелководство.

Известные центры ковроткачества: Хучни, Кондик, Межгюл, Яракк, Аркит, Тинит, Ерси, обработка дерева: Хурик, Ханаг, Джули, гончарство: Джули, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков (джорабов).

Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла.

Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Брно, Измира и других городов. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958г.) и Лепцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».

Своей красотой и великолепием Дагестанские ковры ручной работы потрясли россиян на Российском фестивале экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000», который проходил на ВВЦ в конце августа-начала сентября 2000 года. На этом фестивале Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «Народные промыслы и художественные изделия» в конкурсе «Лучшие товары России 2000».

В 2000 г. дагестанские ковры выиграли в номинации “Ковры и ковровые изделия ручной выработки” на всероссийской Программе-конкурсе “100 лучших товаров России”, организованной Госстандартом России, Академией проблем качества и редакционно-информационным агентством “Стандарты и качество”. Основателем производства современных ковроизделий в Табасаране является Капиян.

Из шерсти выделывали сукно, которое шло на изготовление верхней одежды мужчин, из хлопчатобумажной ткани шили рубашки. Немалую роль в изготовлении одежды играло обработка кожи и шелководство. Было развито отходничество в район Дербента. Из ремёсел сохраняются: производство, деревянной утвари. В советское время ремесленники объединялись в артели (фабрики, цеха).

Большое место в хозяйстве табасаран занимали деревообрабатывающие промыслы: изготовление домашней утвари, ткацких и ковроткаческих станков, земледельческих орудий, строительного материала. Сохранились разнообразные уникальные памятники - мечети, окна старинных домов, балки, ящики для зерна, - свидетельствующие о высоком уровне развития резьбы. В ХVI-ХVIII веках в Дагестане складываются основные школы профессионального искусства резьбы по дереву: табасаранская (селения Ханаг, Хурик, Ругудж, Гуми, Урга, Ляхля, Уртиль, Куштиль).

Дверь в жилой дом. Селение Джульжаг.

Получила развитие и обработка камня. Значительное число надмогильных стелл, датируемых XVIII и первой половиной XIX вв., мечети, жилые дома, относящиеся к .тому времени, свидетельствуют о широком распространении камнерезного дела.В течение XVII-XVIII столетий южнотабасаранские мастера вводят очень много мотивов в оформление надгробий. В этот период северо-табасаранские камнерезы создали надмогильный памятник единого типа с единой схемой декора.

К промыслам можно причислить и строительство водяных мельниц, которые табасараны называют "рягъяр". Они строились у водопадов. Табасаранская поговорка гласит: "У каждого свои заботы, а у мельника - о воде". Число мельниц в аулах зависело от величины аула и удаленности от реки. Кроме того, в каждом ауле 5-6 хозяйств располагали ручными мельницами-жерновами.

Заметными были и сдвиги в производстве гончарных изделий. Табасаранский аул Джули, издавна известный производством разнообразных и высококачественных гончарных изделий, в XVIII - начале XIX вв. превратился в один из ведущих центров гончарного дела.

Изготовлявшаяся здесь глиняная посуда различных сортов и размеров (чашки, кувшины) пользовалась широким спросом не только в табасаранских, но и в аулах соседних дагестанских народов.

В некоторых табасаранских аулах отдельно мастера занимались кузнечным и оружейным делом. Производились сельско-хозяйственные орудия, предметы домашнего обихода. В малом количестве изготовляли и оружие: кинжалы, пистолеты, ружья. Выше отмечено, что табасараны занимались земледелием, скотоводством и кустарными промыслами. Однако жители многих аулов нуждались в продуктах и предметах первой необходимости. С одной стороны эти обстоятельства, с другой -наличие свободных рабочих рук, привели к раннему появлению у табасаран отходничества. Формы отходничества были самые разнообразные. Небольшими группами горцы уходили на выполнение сельскохозяйственных работ к крупным землевладельцам в плоскостные аулы, в том числе и в Дербентском, Кубинском ханствах. Часть горцев нанималась на военную службу.

Ранней весной многие уходили на рыбные промыслы - "батагаандихъ". Жители некоторых аулов славились как хорошие мастера-строители, которые уходили на строительство домов в плоскостные аулы Табасарана, а также за его пределы - в агульские, даргинские села. Роль отходничества была огромной в разложении патриархально-феодальных устоев в быту. Оно содействовало повышению культурного уровня отходников. Крестьяне-отходники, работавшие в сельскохозяйственном производстве, приобретали навыки выращивания культурных растений.

В бытовой практике наряду с рациональными методами лечения применялись и магические приемы. Домашними "врачами" традиционно в семье, как правило, выступали женщины. В каждом селении имелись и "профессиональные" лекари, к-рые были известны не только в своём селении, но и за его пределами. Часто врачевание передавалось как наследств, занятие от родителей к детям. Большой известностью в сер. 19 в. пользовались хирург Уста-Халил, костоправы Гаджиомаров, Саидалиева Захра (она же и повив, бабка), Гюльмагомедов. В своей лечебной практике нар. лекари применяли разл. формы лечебного воздействия: лечение растениями, продуктами питания, прижигания, кровопускания, водолечение, лечебные средства животного происхождения, массаж и др.

Охота для табасаранцев*, как и для других народов Кавказа, являлась одним из жизненно важных промыслов. О древности этого занятия свидетельствуют наскальные рисунки охрой в местности «Кровавые скалы» близ селений Кандик, Цудук и Лака, датируемые эпохой бронзы (III тысячелетия до н. э.). Рисунки изображают козлов с большими загнутыми рогами (туры?), людей, собак и т. д. Сцены загонной охоты всадников с собаками, где объектами охоты выступают козлы, косули и олени с ветвистыми рогами, встречаются на скалах в местностях «Пестрые скалы» и «Грачиные гнёзда» у селения Хурсатиль. Эти рисунки датируются приблизительно первой половиной I тыс. н. э., а точнее, доисламским временем. Занятию охотой способствовали благоприятные природные условия Табасарана — обилие лиственных лесов, горных долин и ущелий, водных источников. Охотились на медведя, волка, лису, зайца, барсука, косулю, оленя, а в доисламское время и на кабана.

Из полезных ископаемых в меловых отложениях встречаются месторождения фосфоритов (в Хучнях) и селитры (Марагинское месторождение селитры), угля (Архитское месторождение Хивского района), редкого минерала гагат (Верхний Табасаран, Караг). В Марага, Карчаг и Ничрас добывались селитра и сера.

Вот такая ОНА ИСТОРИЯ моего маленького табасаранского народа.