который оставался в Дербенте около двух лет. В
господину Маймуну, который был в Табарсаране. Подчиненные правителя Ширвана увезли своего раненого господина в Ширван, а эмир Маймун снова
вошел в город ал-Баб. Через некоторое время Мухаммад поправился, но за это время его заместитель в Барда'а Муса б. Али открыто восстал против него и приказал читать хутбу от своего имени и не упоминая имени Мухаммада. В 414/1023 году жители ал-Баба (Дербент) изгнали Мансура из, своего города, который они вверили Ширваншаху; последний восстановил крепость. В рамадане 415/ноябре 1024 года Мансур вернулся с табасаранами и через двадцать дней овладел крепостью.
В мухарраме 468/августе 1075 года народ ал-Баба (Дербент) взял обратно присягу, данную эмиру Абд ал-Малику, и изгнал его. По обыкновению он отправился в Хайдак искать подкрепления, чтобы вернуться к власти, но дербендцы во время преследования захватили его и поместили как пленника в город ал-Хумайдийа (Все еще существует в Верхнем Табарсаране, на запад от Дербенда; на русских картах: Гимейди). В четверг 5 мухаррама 468/20 августа 1075 года они присягнули его двоюродному брату Маймуну б. Мансуру б. Абд ал-Малику, которого они посадили в “правительственном здании”. Ему было тогда одиннадцать лет от роду. В сафаре/сентябре 1075 года Хайсам б. Маймун, раис дубильщиков, умер, упав с лошади.
Его четырехлетний сын Мансур б. Абд ал-Малик был провозглашен эмиром в 434/18 марта 1043 год. Знатные люди и простолюдины принесли ему присягу, и все от мала до велика были довольны его избранием в эмиры. На деле правителем от его имени был раис Абу-л-Фаварис Абд ас-Салам б. Музаффар б. Аглаб, который умер в 443/1051 году, после чего эмир стал править самостоятельно. Во вторник в середине раби II 446/24 июля 1054 года (Эта дата дается, исходя из месяца раби II, но вторник падал на его 17-е число) разгорелась борьба между ним, населением и раисами, а затем в канун пятницы 25 (?) раби II 446/3 августа 1054 года эмир и его мать тайком уехали из города в ал-Мухрака около ал-Баба. Он собрал множество деребендцев и табарсаранов и 1 джумада 1/8 августа 1054 года подступил с боем к вратам (рубежу?) пограничной области. Раисы и знатные люди вышли из города, и ожесточенная битва произошла у Палестинских ворот. Войско Мансура было разбито, после чего раисы и народ ал-Баба послали приглашение его брату Лашкари, сыну Абд ал-Малика, в канун вторника 16 джумада II/22 сентября 1054 года. Они ввели его в “правительственное здание” и поднесли ему благовонный цветок (райхана) своей клятвы на верность, и возрадовались этому знать (а'йан) и раисы пограничной области. Лашкари продолжал править, пока в ночь на вторник 1 зул-ка'да 446/3 января 1055 года он не был предательски убит в своем доме гуламами его брата Мансура. В том же году у убитого Лашкари родился сын и был наречен Абд ал-Малик б. Лашкари. Ему наследовал его сын Мухаммад б. Йазид, который захватил своего брата Ахмада б. Йазида и подверг его заточению. Он назначил своего (собственного) сына Ахмада в Лайзан, а другого сына, Хайсама, — в Нижний Табарсаран, где он сам управлял во времена своего деда. Мухаммад оставался у власти восемь лет, продолжая традиции предков о нападении на неверных. Он умер в 345/4 июня 956 года от оспы (джудари), но говорят, что [и он] был отравлен своим вазиром Ибн ал-Мараги. Причиной было то, что, когда он был на краю смерти от оспы, Ибн-ал-Мараги, страстно жаждая власти, был введен в соблазн тем, чего он [иначе] не мог достичь. Он послал двух рабов Мухаммада в то место, где томился в заключении Ахмад б. Йазид, с приказом умертвить его. Они это совершили и спрятали тело. Через несколько дней Мухаммад поправился от своей болезни, и, когда здоровье его полностью восстановилось, он приказал Ибн ал-Мараги освободить его брата Ахмада из темницы в благодарность богу за выздоровление. Ибн ал-Мараги испугался за свою жизнь и подал ему отравленное питье и погубил его, как раньше погубил его отца.
Сообщение ал-Хамадани о том, что из 360 замков Баб ал-абваба 110 находилось "... во владении мусульман Нижнего Табасаран", показывает распространение мусульманского влияния, не идущего дальше нескольких километров к северу и северо-западу от Дербента.
Бартольд справедливо подчеркивал, что еще в Х в. граница мусульманского мира проходила "в 3-х милях, т. е. в 6 верстах от Дербенда", отмечая тем самым медленные темпы исламизации Дагестана.
Тому подтверждением являются разрушенные села по всему Табасарану- близ села Кондик: Рягъччккарин гъул - на север 1км. Кьулхъарин гъул - на севере, 1км. Чиъ - на восток 2км. Гьюржйирин гъул - на юге, около села.
Ранняя исламизация привела к тому, что в Дербенте раньше, чем в других городах или аулах "Дагестана, зафиксированы мусульманский похоронный обряд и мусульманские имена, а также арабские строительные надписи. Городу принадлежит первое место на Кавказе и одно из первых мест в мире по обилию куфических надписей. В Х—XII вв. мусульмане Дербента выступают, как активная сила в "битвах за религию", и убитые в ней получают почетный титул "шахид" — "борец за веру", "мученик". Именно к Х в. и относится известие ал-Хамадани о том, что в Дербенте имеются "Ворота джихад".
Табасаран и Табаристан с его языческим в преобладающем числе населением, которая относилась к категории дар ал-харб («территория войны»), война с которыми во имя ислама считалась священной обязанностью мусульман стали для арабских завоевателей в тяжелые времена второй родиной. Они в Табасаране находили душевный покой и смерть.
Памятник в с. Хив, высеченный из очень твердой породы камня - доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась - она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (
В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.
Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха ... с опорой Аллаха. Пусть Аллах... спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.
В
К северу от селения Татиль, Табасаранского района, расположена местность под названием Миздан-гъул. Местность эта считается священной, раньше верующие приходили сюда для совершения обряда вызова или прекращения дождя. Здесь А. Р. Шихсаидовым была обнаружена и описана надмогильная плита с надписью: «Это могила нашего шейха, аскета, набожного Джамал ад-Дина Йахйа ибн шейх Йусуфа, да простит их обоих Аллах. Приказал воздвигнуть его шейх С. Р. С. М... в месяце раби ал-ахир года три восемьдесят и пятьсот». Раби ал-ахир
Исламизации подверглась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана. Экономической основой культурно-религиозных эволюций в Дагестане служили раннефеодальные производственные отношения, которые в V—Х вв. пришли на смену общинному строю. Новые производственные отношения, и интересы местных правителей феодального государства нашли в исламе идеологическую опору, значение которой очень быстро было осознано. Сообщения о правителях феодальных владений, принявших первым ислам и христианство, могут это хорошо показать. Следующий этап — вторая половина Х—XV вв., время сравнительно быстрой исламизации районов Дагестана, когда ислам стал официальной идеологией. На повестку дня в ряде районов стал вопрос не о распространении религии вширь, а об углублении религиозного влияния, об укреплении позиций ислама. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в
Исламизация Табасарана растянулась более чем на тысячелетие. Она шла с юга на север и с равнины в горы. Выделяют до 8 ее периодов, к-рые можно сгруппировать в 3 больших этапа. На 1-м этапе (VII-Х вв.) арабы силой оружия обратили часть табасаранов в ислам. На 2-м этапе (кон. Х-XVI в.) ислам распространяли в основном местные гази и проповедники. На 3-м этапе (XVII-XX вв.) местные формы ислама адаптировались к реалиям Российского гос-ва.
Арабские историки признают, что у халифа ал-Мутасима I было три победы, без которых уничтожился бы ислам: первая победа - над императором румов, вторая победа - над Бабеком и третья победа - над Мазкаром Гябром из Табаристана. В Руме был взят Малый Константинополь, как еще назывался тогда город Амория, а Мазкар казнен вместе с Бабеком.
Мусульмане Табасарана совершают паломничества к «святым местам», до принятия ислама служившим языческими капищами. К ним относятся: горы - пещеры у селений Кужник, Хустиль (пещера Дюрх), Цилитль, Чурдаф и др.; камни, часть которых считается окаменевшими людьми либо окаменевшей мечетью; источники и озера; деревья («святой» орех в селах Кондик, Хив, Цудук, Арчуг, ясень в селах Вертиль и Хучни; Сеид-Мяхв в с. Хапиль; Исмаил-пир в с. Яргиль и др.) и «священные рощи» сел Заан-Ярак, Кондик, Арчуг и др. Мученики (шахиды), павшие в сражениях с «неверными» в VIII — начале X в. а также безымянные шай-хи, имена и заслуги которых забыты, — чаба-ны/охотники из Заан Ярак, Рушун; «святые» из Аркита и других селений:
І. АСККАН СУГЪККАР (ГЪУННУАР):
1. ГАРИК (ГЬЯРИГЪ ГЬЯРИКЪИ)
Святые места: МикІран шар – источник, внутри села.
2. Думурхиль (Думурхьил)
Святые места: Сардув – снегохранилище, яма, на востоке, 3км. Жяхъярин хьарар – пешерное место, где хранились исламские книги, на юг, под селением.
3. КУВИГ (ККУВИГЪ ККУВИКЪИ).
Святые места: Севюл – на севере. Эреллерин ичІар – на горе Кьаркьул, исламские экстремисты там под конями молотили детей, женщин и стариков.
4. КУЛИК (КЬУЛИКК)
5. Ляхля (Ляхла)
Святые места: Дабкьру гъван – на юг, 2км. Пайгъамбрин гъарз – на север, 2,5км.
6. Сулантиль (СулантІил)
Святые места: МикІран шар - целебный источник, на юг, 0,2км. Аьхю пирартІин – высокие деревья в селе.
7. Уртиль (УртІил)
8. Цуртиль (ЦІуритІил)
Святые места: Тана дагар – дерево похожее на зонт, на юг, 2км. Все ниже перечисленные разрушенные села. Дуццулихъ. Гъул’ин.
ІІ. БЕНДЛИКАР:
1. Гурхун
Святые места: Ккуккарин майдан – стекольная руда, на юг, 1км. Даграр – место, когда там было село в землю ушло и образовалось озеро, на восток,
2. Дюбек (ТІивак)
Святые места: Аран шар – целебный источник - на востоке, 2км. Дажжирин к1ул – на запад,
3. Хустиль (ХустІил)
Святые места: Дюрхъ – пещера в скалах, на востоке села. Мик!ран шар – целебный источник, на , северо-востове, 0,5км. На горе Жухна на месте КетІайин сивик, деревья – на западе,
ІІІ. ДИРЧВАР:
1. Арчуг (Арчугъ)
Святые места: Прар- большие деревья, около села, на севере. “Цийи гъяж” – мост по дороге в село Ганжикк.
2. КАНДЫК (ГЪВАНДИКК ГЪВАНЖЖИКК)
Святые места: Сельская мечеть, Пирарикк – на севере, Улин шид-в селе и на западе, Мистан гьар –священная роща на востоке около села Чувек.
3. Куштиль (ГъуштІил)
Святые места: ВертІларин гюнейиъ – месторождение каменного угля, мощность – 20см., на север, 5км. Гюни раццар – место, где произошло сражение с исламскими экстремистами, в селе. Сенгер – окопы, на юг, 1км.
4. Цудих (ЦІудихъ)
Святые места: КІеркІегь - источник, на север, 0,5км. Ифдин гъарзар – когда новолуние, рисунки на этих скалах, что рарисованы кровью, узнаются; с/х календарь, на западе, 2,5км. Гасул прар. Прар в селе – Свидетелей. Жжурас – крепость – юго-запад –
5.ЧУВЕК (Ч’ВЕКК)
Святые места: Рахдикк-прар, Мяхъярик-булагъ, Гьяргъяр-гъярин-булагъ.
ІУ. ЖУРСАР:
1. Лака (Лика)
Святые места: Фнагъ пир - лес, правый берег реки Чирагъ, 1км. Ифтин гъарзар – север –
2. Хив
Святые места: Башня в селе. ГацІри - мост, на юг, 1км.
3. Хоредж (Хрижв)
Святые места: Ишна къала – запад –
У. ЖВАРНАР:
1. Пилиг (Пилигъ)
Святые места: ГижатІ хьар - пещера на север,
2. Ругуж
Святые места: Шихмягьямаддин накьв - комната с могилой. Кьюлягъ пирар - большие деревья, на север,
3. Хурик (Хюрикк)
Святые места: Хинаъ - большие деревья, на север,
4. Ханаг (Хянягъ)
Святые места: Левчнарикк - водопад, на речке Хянягъ. ГьарцІилдин таб - хребет. Хурарин гъяригъ - источник. Гьежрин гъарзарикк - пещеристое место, внутри села. КІултІин - Место, где были большие деревья, на восток.
5. Цантиль (ЦІанитІил))
Святые места: Пир - большое дерево, когда на село нападали исламисты, это дерево всех сельчан спас, на запад,
УІ. ЗААН СУГЪККАР:
1. Вертиль (ВертІил)
Святые места: ЧІихтІил мист - откритый мечеть, на восток,
2. Урга (Ургъа)
3. Фурдаг (Фурдагъ)
Святые места: Сенгерар - на юг,
4. Яраг (Ярагъ)
Святые места: Пирарикк - древнее погребение, на ю г. Яргъарин накьвар - могилы, на север.
УІІ. КЪУХУРИКАР:
1. Афна
Святые места: Шегьидарин накьвар - могилы очевидцев.
2. Бухнаг (Бухьнагъ)
Святые места: Хьар - пещерное помещение, на восток,
3. Гуми (Ккуми)
Святые места: Ягьяйин гъала - дом-крепост человека по имени Ягья. Урус кІи хифран гьар - грецкий орех, у которого погиб русский.
4. Гарик (Гьарихъ)
Святые места: Ханарикки - пещера, у речки. Рабхру хьар - пещера, на восток,
5. Гасик (Гьесихъ)
Святые места: Сельская мечеть. Могилы трех сестер - внутри села. Гьаргъуниин - молитвенный дом, на юг,
6. Джули (Жвулли)
Святые места: Мечеть, башня, Пирарикк - на востоке. Жугьдарин гьюрбйир диирчишвар - самое святое место - не чтушее
7. Кюряг (Кюрягъ)
Святые места: НикьартІил - место где, 1700 годы под конями экстремистов молотили детей, на восток,
8. Кувлиг (Ккувлигъ)
Святые места: Гъудгнин йишв - место, где в праздники моляться, на север. ЛеццегьемтІин - когда сухой период - дождь и когда дождевой период - солнце требуемое место, т.е. сюда приходят этого требовать от Бога, там есть эреллер- летающий человек.
9. Сертиль (СертІил)
Святые места: Къюври кІул - место, где от Бога просили разные просьбы, на север. Къулгунин хал - место где приносили пожертвования. Ханарикки – пещера, у речки. Рабхру хьар – пещера, восток,
10. Сикух (СикІухъ)
Святые места: Месторождение каменного угля мощностью 70см. , не действует. ЯвритІин - место где летает эреллер, на север