Приветствую Вас, Гость

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Вспоминайте об Аллахе и Он будет помнить о вас

Просите прощения у Него и Он простит вас!

(“Иман, ислам, суннет - основные черты религии”).

Арабский халифа́т— теократическое мусульманское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами.

Халифат (араб.— Khalīfah — «наследник», «представитель») —означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Исторически зарождение и распространение ислама было вызвано рядом причин. Конец VI — начало VII вв. — период смены одной социально-экономической формации другой, период обострения борьбы двух мировых империй - Византии и Сасанидского Ирана. Военные успехи арабских войск объясняются теми социально-экономическими и военно-политическими условиями, которые сложились к тому времени в Византийской империи и сасанидском Иране.

 Родина ислама — западная часть Аравийского полуострова (Хиджаз). Столица   Медина, Эль-Куфа Халиф

 - 632—634   Абу Бакр

 - 634—644   Умар ибн Хаттаб

 - 644—656   Усман ибн Аффан

 - 656—661   Али ибн Абу Талиб

Ислам предписывает верующим пять основных обязанностей:

1. Признание единобожия (тавхид) и пророческой миссии Мухаммеда («Ля иляха илалах ва Мухаммеду расулуху», «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед Его посланник»).

2. Ежедневная молитва (салат) пять раз.

3. Соблюдение поста (саум) в месяц рамадан.

4. Внесение милостыни (закят).

5. Совершение паломничества (хадж) и Мекку.

Праведный халифат (араб. خلفاء راشدون‎‎) — Арабский халифат, можно перевести как «правильно управляемый халифат», период правления первых 4 праведных халифов: Абу Бакра Правдивейшего, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, был основан сразу после смерти Мухаммада в 632 году (10 год по хиджре). В период своего рассвета Халифат простирался от Аравийского полуострова до Левантины, Кавказа и Северной Африки на западе, до Иранской возвышенности и Центральной Азии на востоке. Это была одна из огромнейших империй для того времени.

Как известно, в мусульманском праве все земли по принципу их отношения к исламу и к арабской власти делятся на три крупные категории: дар ал-ислам, дар ас-сулх и дар ал-харб. Дар ал-ислам («территория ислама») -- это мусульманские страны, находящиеся под властью мусульманских правителей; дар ас-сулх («территория мирного договора») -- это немусульманские земли, которые, согласно договору (сулх), вносят определённую дань, сохраняя существовавшие ранее порядки; дар ал-харб («территория войны») -- немусульманские страны, которые находятся за пределами «территории мирного договора», война с которыми во имя ислама считалась священной обязанностью мусульман.

Табасаран и Табаристан с его языческим в преобладающем числе населением относились к категории дар ал-харб («территория войны») .

Как известно, движение за объединение различных племен Аравийского полуострова, начатое Мухаммедом, при преемниках его вылилось в войну за захват чужих территорий. Завоевание земель прикрывалось лозунгами распространения в них новой религии и избавления от социального гнета. Территория Дагестана неслучайно привлекла внимание арабов. Это был важный стратегический участок, ограждающий Закавказье от хазарских набегов. В районе Дербенда проходила в середине VII в. северная граница халифата, и охране этого района придавалось большое значение.

Однако самое главное заключалось в том, что территория Восточного Кавказа имело важное экономическое значение. По ней проходил путь, соединявший Восточную Европу со странами Передней и Средней Азии. Усилившиеся связи Поволжья, Дона, Восточной Европы со Средней Азией и ближневосточными странами диктовали необходимость укрепиться в бассейне Каспийского моря, овладеть, в частности, торговым путем, проходившим вдоль западных берегов Каспийского моря.

Этим объясняется ожесточенный характер столкновения интересов двух крупных и экономически растущих государств — Халифата и Хазарии — на территории Дагестана. Этим можно объяснить также ту огромную поддержку, которую неоднократно обещала и оказывала Византия Хазарии, боровшейся с Арабским халифатом — главным конкурентом Византии на пути к политической и экономической гегемонии на Ближнем Востоке. И, наконец, указанные обстоятельства служили главной причиной, побудившей арабов так систематически настойчиво, упорно, начиная с середины VII века до начала IX века, т. е. в течение ста пятидесяти лет, стремиться к упрочению в районах Дагестана. Нужно сказать, что на территории Дагестана завоеватель встретил решительный отпор. Можно удивляться той силе сопротивления, которая, несмотря на политическую раздробленность, на отсутствие одного объединяющего центра, позволило в течение столетий не допустить арабов в глубь гор.

Династии родственников пророка                                                                 После правления четырех так называемых «праведных» халифов в стране сменились две династии, так или иначе связанные кровным родством с семьей пророка. Первая династия Омейядов (661-750), при которой определились общие географические контуры Халифата, включавшие страны от Ирана на востоке до Египта и Северной Африки на юго-западе, была свергнута в 750 представителем другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов (750-1258). Большинство представителей предыдущей династии при этом погибли. Власть их сохранилась лишь на западе, в Испании, где организовался арабский эмират.

Умар ибн Хаттаб

Умар ибн аль-Хаттаб, Омар ибн Хаттаб (араб. عمر ابن الخطاب‎‎ — `Umar ibn al-Khattāb) (581—3 ноября 644) — второй халиф (с 634). Полное имя Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдулузза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб

Родился в Мекке. Являлся вторым праведным халифом.

585 — рождение Умара.634—644 — время правления.

636 — Битва при Ярмуке близ Дамаска: разгром византийцев.

636 — Битва при Кадисии, разгром персов.637 — захват Иерусалима.

639—641 — завоевание Египта. 644 — убит персидским рабом в Медине.

Абу Бакр желал чтобы Умар стал его приемником и он убедил самых влиятельных последователей Мухаммада встать на его сторону. Умар был одарён как искусством политики так и искусством войны.

Умар был одним из величайших политических гениев истории. В то время пока империя расширялась под его лидерством, он также начал закладывать основы для политических структур управления таким государством, которые бы удержали огромные территории вместе. Умар никогда не требовал чтобы не мусульмане проживающие на территории страны принимали Ислам и также не пытался создать жёстко централизованный аппарат власти как это было в Персии. Вместо этого он разрешил всем народам сохранить их религии, языки, традиции и обычаи, более того сохранялось даже государственное управление завоёванных территорий. Единственным что Халиф предписывал делать — это устанавливать верховного управленца над областью и финансового инспектора, называемого «амиль».

Умар учредил множество Исламских практик, включая процесс собрания и упорядочения Корана. Среди его выдающихся деяний было создание мусульманского календаря. Так же как и арабский календарь он был основан на лунных циклах, но Умар установил начало календаря с того года когда Мухаммад переселился в Медину. Как это было отмечено позже, это стало отправной точкой Исламской истории.

Во время правления халифа Умара (634—644 г.г.) арабы вторглись в Иран. Албанские отряды во главе Джеванширом в течение нескольких лет вместе с сасанидскими войсками участвовали в борьбе против арабов, проявляя большую храбрость и мужество. М.Каланкатвацви писал, что албанский полководец "ринулся в толпу с сильными мужами, поверг наземь двух противников и получил в бою три тяжелые раны. Лошадь его была ранена в четырех местах… Его одежда и оружие были в крови".

 В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации албанский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II.

Тем любопытнее, что в табасаранской речи до сих пор уцелело проклятье: «Умучяривривуз»-"Пусть тебя накажет умчар", «Да поможет тебе «Умчар». "Умчар" выступает здесь как некое сверхчеловеческое существо. "Умчар" – войско Умара сподвижника Абу Бакра.

Усман ибн Аффан - 644—656

Усман ибн Аффан, Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ — ‘Uthmān ibn ‘Affān) (574 — 20 июня 656) — один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али.

Все мужчины, как Умар, были из племени Курейш, другие же Ансары постепенно были отстранены от власти. Этот комитет должен был давать окончательные решения, но в конечном итоге это привело к первому расколу среди мусульман. Комитет сузил выбор халифа до двух претендентов: Усмана и Али. Али был из клана Бану Хашим (тот же клан что и Мухаммад) племени Курейш, и он был двоюродным братом, а также зятем Мухаммада, более того он был компаньоном Пророка с самого начала его пророческой миссии. Усман был из клана Умеййад племени Курейш и одним из богатейших людей того времени.

Тем не менее, Усман был первостепенным лидеров как политическим так и военным, когда же Али был очень набожным и праведным.

Усман стал править в 12 лет как Халиф, в первую половину его правления он наслаждался правлением как самый известный халиф среди Рашидунов, но во вторую половину его правления он встретил значительное увеличение числа оппозиционеров. Не смотря на внутренние проблемы Усман продолжил завоевательные войны начатые Умаром. Армия захватила Северную Африку из Византии и даже совершали набеги на Испанию, захватывая прибрежные районы Иберийского полуострова, а также острова Родос, Сицилия и Кипр. Сасанидская империя была полностью завоёвана и восточные границы протянулись вдоль низовья реки Инд. Самым большим же достижением Усмана было собрание воедино Корана. До Усмана Коран в основном был устным текстом, сохраняемым посредством запомнивших его последователей. Однако продолжительные завоевательные войны начали терять свою ценность и ознакомление иностранцев с исламом становилось всё более сложной задачей, потому Усман приказал собрать вместе все версии Корана как устные так и письменные и создать определённую стандартную версию записанную в книге. Волнения росли неуклонно и правительство Усмана не справлялось с финансовым управлением страны…

В 654 году халиф Усман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Через два года в Арабском халифате после смерти началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно.

Али ибн Абу Талиб- 656—661.Али ибн Абу Талиб ибн Абд-аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд-аль-Манаф(араб. علي بن أبي طالب‎‎ [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]; ок. 600 — 24 января 661) — двоюродный брат, зять и сахаба пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф (656—661) и первый имам в учении шиитов. Али стал первым ребёнком, принявшим ислам; в дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я — город наук, то Али — ключ к этому городу» — говорил Мухаммад. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана.

Сунниты рассматривают Али как последнего из четырёх праведных халифов.

Шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя.

Фа́тима бинт Муха́ммад (араб. فاطمة‎‎, 614—632) — младшая дочь пророка Мухаммада, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммада дожила до его смерти.

Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств.

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель Сирии и Палестины Муавийа отказался присягать новому халифу. Однако много противников Али были также и в Аравии.                     

Первый халиф династии Омейядов— Муавийа

Муавия (или, правильнее, Муавийа [muˈʕaːwija]), Муавийа ибн Абу Суфьян, (араб. معاوية بن أبي سفيان‎‎; 603, Мекка — 6 мая 680, Дамаск) — основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. Сын Абу Суфьяна.

Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании.                               

По возвращении на родину, великого сына албанского народа Джеваншира предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы (см. выше). Его сменил племянник Вараз-Традат. К этому времени арабы подчинили себе всю обширную территорию. Последний михранид — правитель Гирдмана —албанский князь— Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен.

Второй арабский халиф из династии Омейядов— Язид I (645—683)

Язид I (645—683) — второй арабский халиф из династии Омейядов c 680, сын Муавии I. Был деятельным противником рода Али и политическим врагом имама Хусейна, которого преследовал. Посланные Язидом войска разбили при Кербеле ополчение Хусейна — сына Али и внука пророка Мухаммада — и убили самого Хусейна.

В музее Азербайджана имеется «Шербетница», которая выделяется своей формой и орнаментальным богатством. На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу – город, по заказу правителя Табасарана» – это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, – 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку. Надпись на шербетнице относится к 680 году.

Рассмотрим какие события происходили в 680 году.

После смерти своего брата Хасана, внук пророка Мухаммеда, сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы, Хусейн ибн Али  перенял руководство восстанием в Эль-Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов.

10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой. С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя.

Хусейн ибн Али (араб. الحسين بن علي بن أبي‌ طالب بن عبد المطلب بن هاشم بن عبد مناف‎‎ — аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф; 8 января 626, Медина — 10 октября, 680, Кербела)) — третий шиитский имам. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей.

Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он — такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен.

Посещение Ибн Ал-Азраком Дербента в 549/1154 году

В другом месте я пытался показать, каким неожиданным источником сведений о Кавказе является История Маййафарикина Ибн ал-Азрака. Отрывки о Грузии напечатаны в “Арабули крестоматиа” проф. Г. В. Церетели (Тифлис, 1949, стр. 68—75, пособие для грузинских студентов)), его книга содержит очень любопытное сообщение о Дербенде в 549г.х./1154, которое является добавлением к рассказу о восстании ал-Мухтара в Месопотамии (66—7гг.х./685—7) (Брит. муз., Or. 5803, лл. 63б—64б). Автор, который сам проявляет некоторые симпатии к Алидам, описывает поимку и казнь таких виновников убийства имама Хусайна, как Шимар и др. Некоторые из убийц бежали в Хорасан, но, по предписаниям Мухтара, были будто бы разбиты его (?) представителем и вернулись в Ардувил (Ардебиль) в Азербайджане, откуда направились в рустак (“округ”) Мадинат ал-Баб, т. е. Дербенд, и с того времени оставались там, а именно “на расстоянии 10 фарсахов за городом, в середине горы (ала васат ад-джабал), где они построили два больших селения”. Затем Ибн ал-Азрак продолжает (л. 64а): “Я увидел их в 549/1154 году, ввиду того что я отправился в город Тифлис и провел там зиму. Затем я поступил на службу к абхазскому царю, владетелю Тифлиса, и вместе с ним участвовал в походе его войска. Царь передвигался с одного края до другого и с одного места до другого в пределах своих владений. И я был с царем, и мы провели несколько дней в области (вилайет) Дарбанд-и Хазаран (в рукописи Хайзуран 'тростинка'), который, говорят, был впервые построен Хосровом, сыном Кубада. Царь остановил свое войско в долине (мардж, или „башне" — бурдж?) около горы. И малик Дербенда эмир Абу-л-Музаффар вышел, чтобы выразить свое почтение абхазскому царю, и привел ему слуг [с вещами, необходимыми для] его пребывания и пиров, так как он был зятем (сихр) абхазского царя, будучи женат на его дочери. А абхазским царем был Дмитрий, сын Давида, Давидид (Багратиды утверждали, что происходят от пророка Давида. Эти цари Грузии (Джурз) назывались “абхазскими” царями ввиду их связей с правящим домом Абхазии (на побережье Черного моря), см. выше, стр. 117), имеющий титул Хусам ал-Масих („Меч Мессии"). Царь и его войско расположились в долине (башне?), и я с ними. Едва прошел один час, как толпа людей из вышеназванных селений подошла к войску. Я увидел человека, проходившего мимо места, где я стоял, и он говорил по-арабски. Я был удивлен и сказал ему: „Откуда ты, молодой человек? Я еще никого не видел в этой стране, говорящего по-арабски (муста'риб)". Он ответил: „Я из того селения" —и указал на селение на скале среди гор. Я спросил: „А откуда эта арабская речь?" Он сказал: „И я, и все другие в нашем селении —арабы, и мы говорим по-арабски". Я спросил: „Сколько времени (ли-кам) вы живете здесь?" Он ответил: „Мы пришли сюда около пятисот лет назад, более или менее". Я спросил: „Из каких арабов вы?" Он сказал: „Мы из племени бану Умайа, Кинда и других, но мы все [теперь] перемешались". Я спросил: „Что привело вас в эти края?" Он ответил: „Я не знаю". Я скаЯ сказал: „Нет сомнения, что вы потомки убийц Хусайна, мир праху его; вы потомки тех, кто бежал от Мухтара б. Абу Убайда". Он спросил: „Откуда эти сведения?" Я ответил: „Из письменных записей относительно группы убийц Хусайна, которые бежали в Дербенд" (Таким образом, ясно, что объяснение было подсказано самим Ибн ал-Азраком). Затем прошла ночь, а на следующее утро ко мне пришел, человек с толпой людей, и мы побеседовали некоторое время. Среди них был старик по имени Мухаммад. б. Амран, и я стал спрашивать его о его пребывании в этой стране и о том, как случилось, что они поселились в ней и не вернулись назад. Он сказал: „Это место стало нашей родиной (ватан)". Я спросил: „А как же вы не забыли арабского языка?" Он ответил: „Мы передаем его друг другу и не бросаем арабского языка; каждая женщина обращается к своему ребенку по-арабски, и ребенок растет, говоря по-арабски". Я спросил: „Каковы условия вашей жизни здесь?" Он ответил: „Очень хорошие. Мы живем отдельно от других, и эта земля площадью в 5 фарсахов на 5 фарсахов принадлежит нам; мы сеем то, что нам требуется, и никто не чинит нам препятствий. Эмир Дербенда относится к нам с большой предупредительностью (йухсину.

мура'атана) и дает нам в изобилии то, в чем мы нуждаемся. И так было при каждом правителе: мы занимаем прекрасное положение". Затем он добавил: „Знай, что мы бежали от Мухтара б. *Абу Убайда, и еще одно племя бежало от него, и ни мы, ни они не попали [в его руки?]. Не знаешь ли ты, куда [ушли] те наши родичи и каково их отношение к здешнему месту?" Я сказал, что другая группа (ал-'исаба) бежала в Мосул и горы ад-Джазира и что Мухтар послал предписание Ибрахиму ал-Аштар ан-Наха'и, и тот выступил против них; они были разбиты и бежали в область Мифаркин (sic!) (Эта простонародная форма, по-видимому, отражает сирийскую форму Миперкет). Тогда он послал предписание Абдуллаху б. Мусавиру, и он тоже прогнал их, и они бежали на гору Санасина, к армянскому племени выше (на север от) Мифаркина и остались у их царя Сан-хариба. Он сказал: „Это верно, но сохранился ли кто-нибудь из потомков их сейчас?" И сказал я: „Да, они сохранились как армянское племя". Они провели этот день со мной, а затем вернулись в горы, а я дня два оставался в этом месте с войском, после чего мы отбыли”.

Личные наблюдения Иби ал-Азрака очень интересны, но его попытка связать арабов, живущих за Дербендом с убийцами Хусайна, внушенная ему его начитанностью, вызывает сомнения.

Вот кого и  встретил Ибн Ал-Азрак при посещении Дербента в 549/1154 году.

Абдаллах ибн Аз-Зубейр (624-692) - мусульманский политический деятель Аравии, антихалиф. Выступил в 680 против омейядского халифа Язида, сына Муавии. После смерти Язида в 683 Абдаллах был признан халифом в Ираке, Южной Аравии, Египте и в б. ч. Сирии. В 687 войско Абдаллах одержало победу над восставшими шиитами, возглавлявшимися аль-Мухтаром. После укрепления власти Омейядов войско халифа Абд-аль-Малика под командованием Хаджаджа в 692 осадило приверженцев Абдаллах в Мекке. Абдаллах погиб в сражении.

5-й халиф из династии Омейядов Абд ал-Малик ибн Марван (646—705).

Абд ал-Малик ибн Марван (646—705) (араб. عبد الملك بن مروان‎‎) — 5-й халиф из династии Омейядов. Абд ал-Малик был широко образованным человеком. Он унаследовал престол в 685 году после смерти отца Марвана I. Новый халиф направил войска под командованием эмира Аль-Хаджадж ибн Юсуф ат-Такафи на восстановление владычества Омейядов на всей территории исламского халифата, утерянного в в 683 году после смерти Йазида I.

Начало VIII века характеризуется усилением арабской экспансии на западном побережье Каспийского моря. Этот этап, отмеченный кровавыми войнами, длился почти 100 лет. Борьба за Восточный Кавказ принимает ожесточенный характер: наиболее интенсивно ведется арабо-хазарская война, почти ежегодно арабские войска вторгаются как на просторы Северного Кавказа, так и в глубинные районы Дагестана.

В 710 году хазары, основавшиеся в окрестностях Дербента, предприняли очередной опустошительный набег на Табасаран. Но продвигавшиеся с юга арабы оттеснили их и заставили отступить на исходные рубежи. Начались продолжавшиеся с небольшими перерывами в течение 200 лет арабо-хазарские войны. В этих кровопролитных войнах приняли участие  народ Албании. Арабский полководец Джаррах направил против них мощный карательный отряд, который стер с лица земли села Ерси, Дювек, Дарваг. Зил, а жителей и скот захватил в качестве военных трофеев. Вслед за этим событием другой арабский полководец Маслама покорил Дербент и переселил сюда 24 тысячи арабских семей из Сирии. Это было сделано по той же причине, с какой и сасаниды переселяли сюда в свое время семьи персов. Цель была одна—резко изменить этнический фон в этом важном стратегическом районе, чтобы легко было проводить здесь собственную политику.

Поход 714 года в Табасаран под руководством Масламы также окончился безрезультатно.

В 722 г. арабские войска, разгромив хазар, вступивших в Ширван, ворвались в Дагестан. Крупные выступления арабов, направленные на захват Дагестана, были связаны с именами Джарраха и Масламы.

Джаррах преследовал хазар, ворвался в Баб ал-абваб, а затем послал свою конницу на грабеж и войну против областей, что в соседстве с Баб ал-абвабом.

Джаррах пригласил к себе правителей Табасарана и Каракайдага и предложил воевать против хазар.

Разгневанный Джаррах отправляет для наказания жителей 2000 всадников в Каракайтаг и столько же в Ерси, Дювек, Зезиль, Дар-ван, Хумайди и Керух в Табасаран, которые вернулись из похода с огромной добычей, тут же поделенной между воинами. Арабский историк ал-Куфи подробно пишет о двух карательных отрядах, посланных ал-Джаррахом для наказания.  «Дербент-наме» также описывает этот «удачный» поход: в Каракайтаг и Табасаран были посланы арабским военачальником два карательных отряда, которы