Приветствую Вас, Гость

Табасаранская архитектура

Горы, глубоко расчлененные множеством рек, многочисленные продольные и поперечные долины, сравнительно мягкий климат, широко распространенные леса, богатые дичью, наличие естественных убежищ - все это способствовало появлению в Дагестане постоянного населения еще в глубочайшей древности.

Развитие отдельных отраслей ремесленного производства, прежде всего выплавки металла (в конце II - начале I тысячелетия до н. э.), было тоже непосредственно связано с интенсивными порубками. Леса сокращаются постоянно и продолжают испытывать все усиливающееся влияние хозяйственной деятельности человека. Особенно ощутимым это влияние становится в эпоху средневековья.

В полосе верхних предгорий (высота над уровнем моря - 500-1000 м) распространены буковые, грабово-буковые, грабовые леса, на средних и нижних склонах предгорий - дубовые, грабовые и ясенево-грабово-дубовые. Значительные массивы буковых лесов расположены в Табасаранском и Хивском районах.

...Необычайно широкое поле применения дерева в быту, огромная роль, которую оно играло в интерьерах и фасадах домов, особенно в горном и предгорном Дагестане, способствовали сохранению в резном дереве древних традиционных форм предметов и орнамента.

В средние века резное дерево получает особое распространение в связи с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства в феодальную эпоху. Искусство резьбы по дереву достигает высокого уровня. Совершенствуются орудия труда, повышается качество деревообработки, расширяется ассортимент изделий. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с развитыми навыками и традициями (в Табасаране и в других местах).

Археологический материал дает возможность полагать, что на территории Дагестана во II-I вв. до н. э. и IV-V вв. н. э. уже сформировался локальный вариант культуры на базе албано-сарматской культуры.

…Народные традиции, веками переходившие из поколения в поколение, отражены в различных сторонах произведения искусства: в его функциональном, конструктивном и декоративном аспектах, в его художественном образе. Они определяют его стиль, художественное видение его создателя, специфику этого видения. Поэтому стиль памятников искусства находится в прямом соответствии с временем их создания, что позволяет относить их к той или иной эпохе и говорить о прогрессивном историческом развитии народного искусства, всегда отвечающего требованиям своего времени.

…Правильно отмечая, что основные центры художественной резьбы по дереву Южного Дагестана расположены на территории Табасарана, А. С. Башкиров вместе с тем не выделяет тип ленточного орнамента, особенно распространенного в Табасаране.

В 1951 г. вышли в свет статьи С. О. Хан-Магомедова "Народное жилище Южного Дагестана" и "Жилище табасаран". В 1956 г. была издана книга Г. Н. Любимовой и С. О. Хан-Магомедова "Народная архитектура Южного Дагестана. Табасаранская архитектура". Авторы книги рассматривают главным образом основной тип жилого дома табасаран, окончательно оформившийся во второй половине XIX в…

Дерево в архитектуре Табасарана в этот период продолжает сохранять конструктивное значение, а в декоративном оформлении фасадов играет главную роль. Нового расцвета это искусство достигает в середине XIX в., хотя с конца века прослеживается его упадок. Авторы приводят в определенную систему разнообразные по характеру рисунка мотивы и формы ленточного узора ("плетенки"), типичного для монументально-декоративного искусства табасаран.

…Археологический материал позволяет считать современных дагестанцев потомками первобытных насельников Дагестана и наследниками их искусства. Дерево исключительно широко внедрилось в быт горцев с древнейших времен. С ним связаны многочисленные местные предания, легенды, религиозные представления. Обработка дерева, как отмечалось выше, является одной из наиболее ранних по времени отраслей ремесленного производства. Изучение народного зодчества и материальной культуры показало, что в архитектуре и в быту дагестанцев дерево играло большую роль, чем камень.

(Некоторые древние восточные авторы отмечают, что дерево у дагестанцев имеет культовое значение. "Священные" деревья и рощи и сейчас встречаются по всему Табасарану.)

Деревянные изделия с декоративным убором разделяются на три группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта сравнительно мелкого масштаба.

Первая группа. Декоративное оформление имеют следующие деревянные архитектурные элементы фасада жилых сооружений: дверные и оконные коробки и их детали (косяки, наличники); створки ворот, дверей и окон; лоджии, веранды, балконы (столбы, перила, карнизы); консоли карнизов; перекрытия зданий, лоджий, балконов. Иногда покрываются резьбой продольные брусья в кладке каменных стен фасадов ("лежни"), продольные и поперечные балки перекрытия (балконов, лоджий, веранд).

Богато орнаментируются деревянные опорные столбы внутри жилищ и мечетей. В отдельных случаях украшаются резьбой балки потолка, нащельники, панели и лестницы, ведущие на второй этаж.

Вторая группа. Декоративный убор имеют следующие виды мебели: закрома и лари (неподвижного и подвижного типа), лежанки, скамьи, кресла, стулья, табуретки, сундуки и тумбочки, В эту же группу входят большие деревянные ящики типа ларей, но своеобразной формы, представляющие собой комбинацию скамьи и ларя, или лежанки и ларя, или же скамьи, лежанки и ларя, а также богато орнаментированные кафедры (минбары) мечетей и пюпитры для Корана и других богослужебных книг.

Следует отметить, что главными элементами в системе декоративного оформления интерьера являются столбы и лари. В домах древнейшего типа (XV-XVI вв.) они выступают нерасчлененно, позднее же (конец XVI-XVII в.) становятся самостоятельными. Со временем выделяются особые типы столбов и ларей с их разновидностями на различных территориях. Древние образцы неподвижных ларей сохранились начиная с XVI-XVII вв.

Третья группа в основном состоит из кухонной утвари и деревянных сосудов для измерения и хранения сыпучих тел и жидкостей.

Большим разнообразием форм и размеров отличаются половники, ложки, вилки, пинтадеры (штампы для хлебов) и другая мелкая кухонная утварь. В эту же группу входят орнаментированные деревянные сетки (для сушки мяса, сыра), ковровые и ткацкие инструменты, гребни, чесалки для шерсти. В целом в третьей группе предметы датируются не ранее XVIII в.

Все перечисленные предметы обычно располагаются (чаще развешиваются) в специально отведенных для них по традиции местах - на фасадах ларей и на столбах. Эта традиция, надо полагать, сохранилась и поныне.

В Табасаране, производством деревянных резных изделий славятся селения Гуми, Ханаг, Ругудж, Хурик и многие другие.

Черпаки, ложки, вилки изготовляют табасаранское селение Хурик и др. Молотильные доски, лопаты, вилы изготовляются во многих селениях Табасарана. Табасаранские селения отличаются производством закромов и корзин с глиняной обмазкой, а также растительных красок.

Отходников - мастеров по дереву в Табасаранском и других районах Дагестана было немало. Они изготовляли деревянные изделия из материала заказчика или добывали материал собственными силами.

Именно на территории лесообильного Табасарана оформился особый тип столба с базой, шейкой и трапециевидной капителью (табасаранский тип). Развитие его художественной формы сравнительно хорошо прослеживается по памятникам, сохранившимся как в Табасаране, так и за его пределами. Вообще, табасаранские мечети являются наиболее оригинальными по форме (двускатная крыша, покрытая черепицей или камышом) и богатыми резьбой по дереву. Как правило, небольшие по размеру, они привлекают простой и ясной архитектурной композицией фасада. Интерьер мечетей украшают столбы, но с более роскошной резьбой. Весь архитектурный орнамент ленточного стиля. Есть предметы с художественной резьбой, типичные для интерьеров мечетей Дагестана. Например, деревянный михраб, кафедра (минбар) и некоторые архитектурные элементы.

Что касается неподвижных ларей, то в Табасаране, как и на территории всего Дагестана, они в наше время не встречаются, хотя не исключено, что в прошлом они существовали. Пережиточной формой древней композиционной схемы, возможно, являются оформленные резными панелями многоярусные прямоугольные ниши в одной из стен кунацкой дома Гирейханова в с. Хив Хивского района. Однако стадиально более высокую ступень развития резьбы по дереву в средневековом Табасаране сравнительно с другими территориями подтверждают в первую очередь совершенные формы резьбы архитектурных элементов фасада. Об этом же свидетельствуют табасаранские подвижные лари ("танх"), имеющие предельно четкую форму и единую систему орнаментации. О высокоразвитом искусстве говорят также окна, двери, столбы и лестницы с типичным ленточным орнаментом.

В XIX в. одно- и двухпроемные окна, иногда с арочными вырезами, часто встречаются на кайтаго-табасаранской территории. В Табасаране в рассматриваемый период более распространены двухпроемные окна с деревянными резными элементами. Форма проемов прямоугольная. Часто их орнамент имитирует арочное завершение. Коробка такого окна состоит из пяти массивных элементов (двух горизонтальных и трех вертикальных). Створки вращаются на шипах и подпятниках. Сравнительно сложная конструкция и небольшие размеры позволили мастерам весьма разнообразно решать их декоративное оформление. Оконные коробки, как и дверные, изготовляются из ореха или дуба.

Неотъемлемым элементом композиции орнамента табасаранских окон является бордюр, проходящий по краям проема. Бордюром служит чаще всего мотив в виде косы или гофрированной ленты.

Сегменты, имитирующие аркообразное завершение, украшаются волютообразными фигурами и сочетанием полукружий и четвертей окружности. Остальная орнаментируемая поверхность занята строчной композицией из цепи переплетающихся геометрических фигур (кругов, квадратов, ромбов), нередко пересеченных лентами (по осям круга или диагоналям квадрата).

Строчной узор вертикальных элементов прерывается у верхнего края оконной коробки.

Нижние концы его, соединяясь с узором нижнего горизонтального элемента, образуют оригинальное Ш-образное обрамление всей оконной коробки; Иногда орнамент не выделяет отдельные части (верх, низ) окна. Нередко горизонтальные и вертикальные элементы имеют разнохарактерный рисунок или по древней традиции сохраняют самостоятельное направление. Благодаря этому мастеру удается создать исключительно живые композиции орнаментального убора.

Вертикальные железные прутья, ограждающие проемы и применяемые крайне рационально, также несут определенную декоративную нагрузку - перекликаются с линиями ранта.

Одному и тому же мастеру Моллашахбану из Ягдига Табасаранского района (умер в 1890 г.), принадлежат двух- и трехпроемные окна, столб балкона на и передняя стенка ларя. Некоторая монотонность, граничащая с сухостью, ковровый характер орнамента в целом, небогатое разнообразие мотивов отличают выделенные произведения от других, более ранних однотипных памятников. Вместе с тем отмеченные стилистические особенности позволяют говорить о совершенстве декоративной формы в произведениях Моллашахбана из Ягдига и относить их к числу памятников, завершающих определенный этап развития искусства резьбы по дереву в Табасаране.

В некоторых табасаранских селениях верхних предгорий (Урга, Ляхля, Кюряг, Тураг, Халаг) окна орнаментируются почти независимо от их конструкции. Лента простого или сложного рисунка (сочетание "косы", рифленой ленты, желобков с косыми насечками), непрерывно двигаясь по орнаментируемой поверхности, рисует крупные фигуры - кругообразные и ∞-образные петли. Остальные участки оставляются свободными от узора или заполняются рисунком, органически не связанным с основной композицией.

Однопроемные окна в Табасаране встречаются реже. Они бывают квадратной и прямоугольной формы. Орнаментируются по тому же принципу, какой использован в декоре двухпроемных окон.

Наружные двери или ворота домов, как и окна, особенно богато орнаментированы на территории Табасарана. В основном сохранившиеся резные двери относятся к XIX-XX вв…

На территории Табасарана в арочных дверных проемах концы арочных пят изредка снабжаются полукруглыми уступами, обращенными внутрь проема. Очень редко встречаются в Табасаране дверные проемы с прямоугольным завершением…

С конца XIX в. в архитектуре жилищ Табасарана, когда все большее распространение получают лоджии, богатая декоративная резьба окон и дверей постепенно теряет свое прежнее значение, уступая место "кружевам" сквозной резьбы. Последняя своим ажурным обликом производит внешне более эффектное впечатление, чем прежняя глухая резьба. Композиционным центром фасада теперь становятся лоджии и навесные балконы.

Техника резьбы по дереву

Обработку древесины мастера-резчики производят с учетом многовековых традиций, прочно укоренившихся в народном быту. Такие традиции существуют и в отношении художественной формы предметов быта, их конструкции и приемов декоративной резьбы.

Народные мастера для различных видов изделий обычно стараются использовать определенную породу древесины. Например, для изготовления ларей, закромов и сундуков наиболее подходящими породами считаются липа и чинара. На переднюю стенку ларя идут лучшие доски, от нее, в сущности, зависит выбор породы дерева для порубки. Передняя стенка ларя чаще изготовляется из древесины ореха, сосны, чинары или липы, а остальные элементы - из менее ценных пород. Из липы делают также молотильные доски, кадки, бочки, ложки.

Круглые подносы и корыта вытачиваются из орехового дерева и клена. Для изготовления корыт нередко используется также вяз. Кружки, поставцы для ложек, мерки, бокалы, солонки делаются из сосны. Для изготовления ложек и вилок наиболее подходящей считается древесина груши или барбариса. Столбы, балки, элементы окон и дверей предпочитают делать из дуба. Древесина дуба не годится для мелкой резьбы. Дуб является редкой породой, так же как граб, вяз, бук и др.

При выборе пород дерева для изготовления того или иного предмета в каждом отдельном случае учитывается податливость материала для обработки, его прочность, упругость, плотность и структура древесины.

Для резьбы узора наиболее пригодным считается ореховое дерево. Орех по консистенции плотный и достаточно упругий, чтобы сохранить рисунок узора при резких ударах. За ним идут липа и сосна. Древесина сосны сравнительно легко поддается обработке. Поэтому деревянные столбы XI-XII вв. (памятники с. Рича) с глубокой и энергичной резьбой, изготовленные в Табасаране сделаны из сосны. Тпигские памятники (столбы и двери XIV-XVI вв.) и многие столбы, окна, двери XIX-XX вв. из Табасарана изготовлены из орехового дерева. В деревянных изделиях позднего происхождения (конца XIX - начала XX в.) из орехового дерева и липы обычно изготовляется только лицевая (фасадная) часть предмета…

Разные породы дерева и виды кустарников используются для получения различных растительных красителей, идущих для окрашивания деревянных изделий. Так, из барбариса изготовляется желтая краска, а из коры дуба - оранжевая. Из ягод смородины делают черную краску.

В Дагестане встречается много своеобразных художественно-технических вариантов декоративной резьбы, придающих этому простому, домашнему, повседневному искусству весьма оригинальный и богатый выражениями характер. Наиболее распространена на территории Дагестана одноплановая и двухплановая резьба, очень редко - многоплановая. Выделяется восемь видов художественной резьбы…

В резном дереве дагестанцев с давних времен применяются краски черного, красного, оранжевого и желтого цветов. Желтая краска добывается из коры барбариса путем кипячения ее в воде. Из его же листьев (побегов) после сушки, растирания в порошок и кипячения получают черную краску. Из корней барбариса добывают коричневую краску, а из плодов - красную. Яри длительном кипячении коры дуба в воде также можно получить красную краску. Путем смешивания сажи или порошка древесного угля с кровью животных, яйцами и молоком добывают темно-красную или черную краску (цвет зависит от процентных отношений смешиваемых веществ). Для получения черной краски жарят и ячмень до обугливания. Затем зерна смешивают с водой и дают им размякнуть. Мягкую массу процеживают через тряпку. Полученную жидкость кипятят, посыпая сажей. Для того чтобы краска блестела, после сушки и полировки деревянной поверхности шерстяной тканью в краску добавляют вещество "санк" (пережженный на огне трут). Черную краску добывают также из ягод смородины.

Рассмотренные выше памятники сохраняют своеобразие узоров. Это дает возможность безошибочно выделять работы отдельных мастеров и устанавливать авторство некоторых произведений. В этих работах великолепно исполнена резьба, хорошо найдены соотношения как размеров предмета, так и орнамента с фоном (см. работы Гази из Гуми на рис. 102, 103, Моллашахбана Менту Али на рис. 227, 228). Здесь орнаментируемая поверхность как бы пронизана единым чувством, единой мыслью.

Резьба по дереву

Древнейшие памятники искусства деревообработки на территории Дагестана.

Группа памятников XI-XV вв.

Памятники XVI-XVIII вв.

Памятники XIX-XX вв.

Памятники XI-XV вв.

Во вторую группу памятников входят деревянные столбы, сохранившиеся в средневековых мечетях Центрального и Южного Дагестана.

Столбы, рассматриваемые в этом разделе, принадлежат к двум основным типам - табасаранскому и универсальному.

Табасаранский тип резко отличается от остальных. Он имеет расчлененную форму: капитель в виде перевернутой трапеции, сильно выраженную шейку; в сечении ствол столба образует прямоугольник (редко квадрат) со срезанными углами и базу в виде четырехгранной призмы. Особенности формы свидетельствуют о том, что данный тип столба вначале, видимо, был рассчитан на четырехстороннее обозрение.

Универсальный тип столба состоит из подбалки (оголовья) в виде горизонтального бруса (призмы) и ствола, обычно прямоугольного в сечении, т. е. имеет Т-образное завершение.

Самые древние из рассматриваемой группы памятников - деревянные столбы средневековой мечети в с. Рича Агульского района..

Размеры столбов указаны на рисунках. Все пять рассмотренных столбов изготовлены в отдельных селениях Табасарана и подарены обществами этих селений ричинской мечети. Названия селений установить не удалось. Но это не мешает рассматривать ричинские столбы как произведения формирующегося профессионального искусства…

Отмеченные стилистические особенности имеют прямые аналогии в памятниках монументального искусства из Табасарана. Например, глубокую двускатную резьбу, данную в сочетании с фоном, имеет каменное надгробие XI-XII вв. из с. Джули Табасаранского района. Оно датируется на основании тех же палеографических признаков, что и надпись на столбе ричинской мечети.

(В литературе данный мотив получил название "византийская ветка".

Отмеченные мотивы не играют значительной роли в орнаментации наших столбов. Главной составной частью орнамента являются мотив "жгута" из двух лент и производные от него более сложные мотивы.

Мотив "жгута", как известно, является древневосточным. В кавказское, и в частности в дагестанское, искусство он, видимо, проник вместе с христианством и под влиянием раннесредневекового искусства Востока и Византии.

(Вообще, история искусств не дает четкого ответа на вопрос о происхождении ленточного орнамента.

Памятники XVI-XVIII вв

В данный раздел входят памятники резьбы по дереву, относящиеся главным образом к концу периода образования крупных селений в Дагестане. Здесь ведущую роль сыграла архитектура жилища. Она в наибольшей мере способствовала развитию нового этапа в монументально-декоративном искусстве и окончательному оформлению отдельных школ художественной резьбы по дереву.

Ко второму (табасаранскому) типу относятся формы столбов, подробно описанных в предыдущем разделе. Важно отметить, что форма столба табасаранского типа связи со структурой перегородки или каркаса древнего однокамерного жилища (табасаран) не обнаруживает даже в самых ранних образцах. Достаточно обстоятельно описанный С. О. Хан-Магомедовым южно-дагестанский вариант такого жилища сохранил пережиточные формы перегородки и каркаса, но лишен центральной опорной стойки, или столба. Функцию последнего выполняет матица ("харанг") с несколькими короткими столбами - бабками.

Универсальный тип столбов в XVI-XVIII вв. и в более поздний период испытал на себе влияние столбов табасаранского типа. Последние, как уже говорилось выше, встречаются в мечетях сравнительно далеко за пределами Табасарана. Будучи оригинальными по форме, декоративно выразительными по силуэту, богатыми по своему орнаментальному убору, они не могли не повлиять на формы столбов жилища.

Вместе с тем в различных школах орнаментального искусства (в Кайтаге, Табасаране, в горной зоне у рутулов и аварцев) чаще, чем прежде, обнаруживается разностильность орнамента или стремление к единому типу орнамента в каждой отдельной школе. Это достаточно ярко отражают декоративный убор резных деревянных столбов и резьба по камню. Во всех типах орнамента развиваются декоративные качества схем. В монументально-декоративном орнаменте резного дерева больше чем когда-либо распространяются сетчатые узоры. Для всех памятников этого периода характерна также сравнительная ограниченность технико-декоративных средств. Почти постоянно встречается сочетание двух вариантов техники - низкой плоской резьбы и графической отделки внутри силуэта.

Памятники XIX - начала XX в

XIX и началом XX в. датируется наибольшее количество памятников рассматриваемого искусства. Но, как и прежде, в раздел включена определенная группа предметов, ярче представляющая данный этап искусства дагестанских резчиков по дереву.

В XIX - начале XX в. рост масштабов строительства и эволюция дагестанского жилища побуждают мастеров к интенсивным поискам, к развитию декоративных возможностей бесчисленных вариантов традиционных типов столбов и ларей, в особенности связанных с интерьером жилища…

Столбы в XIX в. теряют былую массивность форм, увеличиваются размах их подбалок и размеры капителей. Постоянно усложняется силуэт подбалок, детали декора дробятся. Однако композиции столбов в целом остаются в пределах прежних декоративных вариаций. Превалирующей становится форма столбов универсального типа. Первый тип столба фактически сливается с ним…

Представлен один из четырех столбов ричинской мечети, изготовленных в 1821 г. (1237 г. хиджры) табасаранскими мастерами Ахмедом из с. Гуми и Адамом из с. Уртиль (Хивский р-н). Надпись с датой находится на камне в кладке стены. Такая же дата нанесена на оконную коробку снаружи. Во внешнем облике столбов бросается в глаза дробность форм (сильное членение) и изменения в общих пропорциях частей.

Столбы обнаружены в мечетях селений Хоредж и Чере Хивского района, построенных приблизительно в середине XIX в. Надписи о времени построения имеются в кладке стен мечетей.

Контуры капители первого столба повторяют обобщенный силуэт капители описанного ранее хрюкского столба XVII в., у которого подбалка сливается с капителью. Боковые линии капители столба из Хореджа имеют небольшой изгиб. Они подчеркнуты широкой лентой со сложным рисунком, как у столбов из тпигской мечети XIII-XIV вв. Углы капители снабжены отростками. Орнаментирован столб со всех сторон равномерно. Рационально осмысленные размеры и хорошо продуманные во всех деталях схема орнаментальной композиции и рисунок узоров придают массивному столбу известную легкость и живость, скрывая огромный труд мастера, положенный на изготовление богато оформленного столба из цельного (полутораметрового диаметра) бревна орехового дерева. Мастером является известный по всему Табасарану Гази из с. Гуми (Гуми Гази, умер в 1890 г.).

Второй столб по облику также массивен. Размеры капители (ширина - 130 см, высота - 140 см) близки к размерам квадрата. Высота капители укладывается в общую высоту столба (290 см) два раза*. Характер трактовки рисунка узора (четкая проработка деталей, умеренное использование фона) и некоторые другие черты орнамента позволяют второй столб также считать произведением Гуми Гази, несмотря на некоторую скованность декора и обобщенные формы.

Во второй половине XIX в. в форме столбов усиливается стремление к вытянутости по вертикали и обобщенному силуэту, а в орнаменте к плоскому сплошному узору, имеющему рафинированные формы. Отмеченные выше наиболее характерные черты стиля резко выражены в декоративной форме столба из с. Ругудж Табасаранского района. Столб изготовлен в 1856 г. мастером из с. Хурик Магамой.

Аналогичную форму и декор имеют столбы середины и второй половины XIX в. из с. Ханаг Табасаранского района. Все они имеют вытянутые по вертикали формы капителей; шейка отсутствует или же, наоборот, утрирована.

В центральных столбах фасадов мечетей с. Ругудж особо выделены сильно выступающими венцами шейки и завершения в виде декоративных подбалок с симметричными волютообразными отростками. Подбалки иногда изготовляются из отдельного куска дерева, орнаментируются самостоятельно или заодно с капителью. Орнамент столбов имеет единый плоский тон - "ковровый" характер.

Выразительным примером, определяющим характер эволюции художественной формы столбов второй половины XIX в., является столб из с. Ханаг. Он отражает в наиболее завершенном виде тенденцию к обобщению художественной формы столба и декора. Здесь ствол незаметно переходит в капитель, шейка отмечена крайне условно, только узором - горизонтальной "косой".

В орнаментации рассмотренных выше столбов лишь несколько вариантов узора и мотивов. В их основе лежат переплетения из концентрических окружностей, полукружий, квадратов, волютообразные и дискообразные отростки, "коса".

В жилищах табасаран (на фасаде и внутри) во второй половине XIX в. чаще встречаются скромно оформленные (иногда орнаментированные ленточным узором) столбы без капителей, завершенные призматической формы подбалкой.

Интересные образцы столбов конца XIX в. из мечети и жилища с. Ягдиг Табасаранского района представлены в работе Г. Н. Любимовой и С. О. Хан-Магомедова. Они, несомненно, изготовлены одним и тем же мастером.

В целом орнаментация табасаранских ларей имеет "ковровый" характер, т. е. фон не играет декоративной роли, но в одной группе селений Хивского и Табасаранского районов (Кондик, Дюбек, Ягдиг, Хапиль, Чувек) встречаются лари, орнаментированные по явно архаичному принципу. Здесь поверхность орнаментируется только кругами большого диаметра, рисуемыми лентой в виде тройных двускатных желобов

"Народная архитектура Южного Дагестана. Табасаранская архитектура"Г. Н. Любимова, С. О. Хан-Магомедов

Культура художественной обработки жилых домов табасаранского народа.

  • старых табасаранских жилых домов имели массивные деревянные коробки без переплетов и стекол и закрывались изнутри деревянными ставнями на шипах. Наиболее распространены окна с двумя прямоугольными проемами размером 25 X 50 см или 30 X 60 см (общие размеры коробки равны 100 X 120 см). Встречаются и другие типы окон с прямоугольными проемами — трехпроемные, однопроемные. Реже попадаются квадратные однопроемные окна. Для придания фасаду дома большей выразительности народные мастера умело пользуются различными типами окон. Так, например, часто центральное окно второго этажа делают трехпроемным или однопроемным для выделения его среди других, двухпроемных, чем сильнее подчеркивается симметричная композиция фасада. Иногда однопроемными делают боковые окна, оставляя центральное двухпроемным, и т. д. Наружные и внутренние двери старых домов имели массивные деревянные коробки с проемом арочного очертания высотой 150—180 см. Створки дверей сколачивались из нескольких толстых досок. Наряду с наиболее распространенным типом табасаранского жилого дома середины XIX в. тогда же появился второй тип — дом с лоджией в центре этажа. Хотя большинство табасаранских домов середины XIX в. было одинаковым по типу и размерам, социальное и имущественное неравенство ярко сказывалось в это время в архитектуре жилого дома. Дома зажиточных хозяев выделялись тесаной каменной кладкой и деревянными деталями фасадов (окна, двери, консоли карниза, столбики лоджии и др.) и интерьеров, покрытыми орнаментальной резьбой, стоимость которой часто была выше стоимости постройки самого дома. Вместе с тем прекрасные резные детали имели и дома, принадлежавшие самим мастерам-строителям.

Среди наиболее интересных жилых домов середины XIX в., имеющих резные деревянные детали, можно назвать дома Курбанова в ауле Цудук, Магомедова в Хиве, Исмаилова в Чувеке и др. К сожалению, многие из них искажены пере- 242 стройками или находятся в полуразрушенном состоянии. Наряду с общераспространенным типом крестьянского жилого дома в табасаранских аулах строились и своеобразные «дворцы» местных богатеев и знати. Примером может служить дом Герейханова — старшины селения Хив. Планировка его обычная, то есть имеет трехчастное деление. Второй этаж состоит из четырех жилых комнат, расположенных вокруг лоджии в виде буквы П. Каждая комната связана с лоджией дверью, обрамленной резной прямоугольной коробкой. Подъемные ставни лоджии имеют оригинальную конструкцию. В первом этаже под лоджией расположен небольшой крытый дворик, выходящий на фасад двумя арками. В доме Герейханова значительно более обширные помещения, чем в обычных типовых домах. Заслуживают внимания интерьеры второго этажа, особенно кунацкой. Ее стены отделаны резными деревянными панелями, потолок также почти сплошь покрыт резьбой (резные балки и нащельники). В середине XIX в. деревянные элементы фасада и интерьера табасаранского жилого дома, как правило, подвергались художественной обработке. Кладка же фасада, состоявшая из грубо отколотых камней, служила как бы фоном, на котором выделялись резные элементы — д