Приветствую Вас, Гость

В 83—93 гг. н. э., в правление императора Домициана, для поддержки союзных Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион.

В 65 г. до н. э. Помпей выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей.

Хронологические рамки определены I-VI вв. и обусловлены, с одной стороны, наиболее активной ролью на кавказской политической арене Ирана, с другой, временем активного давления степняков - до продвижения в Прикаспийские пределы гуннов.

Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи - египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

В этом разделе книги, нарушая хронологию событий, рассмотрим правление царской власти албанских Аршакидов и историю албанского Михранидского рода, господство которого было установлено над Албанией после падения царской власти албанских Аршакидов. Из Михранидов отражено правление Джеваншира.

Аршаки́ды— название албанских царских династий, правившая в Парфянском царстве в 250 до н. э.—227 гг.

Основатель Аршак II (часто ошибочно указывают Аршак I) младший брат Аршака I, после смерти, которого Аршак II принял главенство в племенном союзе дахов и, завершив завоевание исторической области Парфия, положил начало созданию Парфянской державы.

Артабан V — царь Парфии из табаристанской династии Аршакидов с 216—224 гг. н. э. Артабан восстал против своего брата Вологеза V, и одержав верх в очередной междоусобной борьбе, короновался царём, сосредоточив в своих руках высшую власть в Парфии.

Вскоре после победы при Нисибисе Артабану V пришлось столкнуться с более опасным противником, чем Рим. Недовольство народа, фактическая анархия в Парфии, истощённые ресурсы вследствие непрекращающихся войн с Римом вызвали бурю недовольства во всех прослойках населения. Одним из восставших против власти парфян стал наместник провинции Парс, Ардашир I из рода Сасана. Артабану на начальном этапе борьбы удалось одержать верх над Ардаширом, но силы Ардашира росли, особенно, учитывая, что на сторону последнего стали переходить парфянские владетельные роды. Только род Каренов сохранил верность Аршакидам. Мовсес Хоренаци сообщает также о восстании против Ардашира знатного парфянского рода Каренов. Затем Ардашир истребляет весь род Каренов, кроме одного мальчика, Перозмата, увезенного в Кушанское царство (с. Буршаг Агульского района). В результате ожесточенной борьбы войска Артабана были разгромлены Сасанидами. Вот так описывают эти события древние историки:

«Золотая колесница Митры, бога Солнца, устремилась ввысь, словно он не хотел ни видеть побоище, ни слышать его страшные звуки. Там, внизу, в кровавой сече сошлись войска парфянского царя Артабана V и правителя области Парс Ардашира. Ардашир считался подчинённым Артабана, но, не спросив его, занял пограничную область Керман. Для наказания ослушника Артабан явился с войском в Парс. Сражение состоялось на Хормузанской равнине к востоку от Ахваза. Исход двухдневного побоища предрешила гибель Артабана. Он погнался за Ардаширом, сделавшим вид, что отступает. Когда Артабан приблизился, Ардашир, повернувшись в седле, в упор сразил царя, а рать его обратилась в бегство.

С Артабана сняли кожу и натянули её на стену храма богини Анахиты. Так Ардашир почтил властительницу животворящих вод, жрецом храма которой был когда-то его дед, Сасан, принадлежавший к роду правителей Парса. Папак, отец Ардашира, был ревностным приверженцем Анахиты. Ардвисура Анахита (авест. Arədvī Sūrā Anāhitā) — богиня воды и плодородия в иранской мифологии. Божество-язат в зороастризме. В Авесте Ардвисуре посвящён отдельный гимн — Яшт V — Ардвисур-Яшт или Абан-Яшт».

На этом завершилась эпоха 475-летнего правления Аршакидов.

К власти в Персии приходят династия Сасанидов.

АЛБАНИЯ

Свяь времен и народов

Алба́ния (алб. Shqipëria, официальное название — Респу́блика Алба́ния.

Ребёнком Георгий Кастриот, сын албанского (так написал Гиббон!) вельможи, принял ислам, потому что жил и воспитывался у турецкого султана в аманатах. Конечно, он не знал о Евангелии. Мальчик проявил себя великим воином, ему с детства не было равных в поединках, за что он получил прозвание Скандербег, то есть «Непобедимый». Всю жизнь его окружала безмерная любовь султана, который чтил военное искусство.

Жизнь юноши, отданного в аманаты, проходила в походах и войнах, он, не щадя, воевал с христианами. Потом что-то случилось... В сорокалетнем возрасте изменил султану, отрёкся от Пророка, преступным путём (убив секретаря султана) заполучил мандат на правление одним из покоренных краёв Османской империи... Каким новым светом вдруг озарилась его душа? И почему? Тут вечная тайна, которую уже не разгадать. (Вечная тайна давно разгадана).

Зато известно, что с мандатом правителя Скандербег объявил себя вождём новой Албании, той, на Балканах, завоёванных османами.

Паша (командующий) с отрядом приближённых покинул армию султана и укрылся в неприступной крепости Кройя, которую назвал столицей новой Албании. Крепость занозой сидела в недрах турецких владений, вырвать её османы смогли не сразу...

Ещё факт, оставшийся без оценки. Отряд Скандербега в лучшие годы не превышал восьми тысяч всадников и семи тысяч пехотинцев, перед османской армией это ничто. Но люди к нему приезжали издалека! Вот так современники отмечали его кавалерию: лошади низкорослые, всадники очень ловкие. Среди европейцев таких не было. Выходит, то были выходцы из Албании Кавказской – родины Скандербега, они называли тогда себя албанцами. Лишь с ними мог разговаривать Скандербег.

Это маленькое «переселение народа», по-моему, объясняет, почему балканские албанцы внешне похожи на кавказцев –являвших большинство в Албании Кавказской. Не только лица людей, но и орнаменты, национальная одежда, кухня с перцем и чесноком, двухэтажные дома с галереями, детали быта там и там одинаковые. Этнографу эти сведения говорят о многом. Даже плетни плели одинаково... Это не случайные сходства.

Албанию Балканскую, что малоизвестно историкам, содержали папа Римский, король Неаполитанский и правители Венецианской республики. Они вели тайную войну с Кавказской Албанией. Не жалели средств на разорение Албании Кавказской и её Апостольской церкви... Создавая новую Албанию, католики географически приближали к себе Албанскую церковь. Приближали, чтобы, разделив, властвовать над нею.

Флорентийская уния 1439 года – документ, расставляющий точки над i. Албанская церковь (Кавказ) сочла его унизительным для себя. И её стали душить.

После сокрушительного поражения Скандербега приютил папа римский Пий II, а место для могилы ему дали венецианские купцы. Сын «великого воина Албании» получил герцогство в Неаполитанских владениях. А для поселения албанцев отвели земли в Калабрии, где те сохранили язык и нравы своих предков – кавказцев...

Река Шкумбини делит Албанию (греческий Арванон, латинский Arbanum, славянский Рабан и турецкий Arnaut) на две диалектные зоны: северную (Gegní) и южную (Тоskëri). Первая тяготели к западному христианству, вторая – к греческому православию. Албания, как независимое государство, впервые упоминается в 12 в. под именем Арберийский принципат. Его ядром была область близ г. Эльбасан. После завоевания Албании турками изменилось и ее название – Шчиперия (Sqipёri от албанского «шчип» – «понятно»).

Комментарии:

1. В сорокалетнем возрасте изменил султану, отрёкся от Пророка, преступным путём (убив секретаря султана) заполучил мандат на правление одним из покоренных краёв Османской империи... Каким новым светом вдруг озарилась его душа? И почему? Тут вечная тайна, которую уже не разгадать.

Вечная тайна давно разгадана. Он не был турком. Он был свидетелем истребления его народа.

2. Не только лица людей, но и орнаменты, национальная одежда, кухня с перцем и чесноком, двухэтажные дома с галереями, детали быта там и там одинаковые. Этнографу эти сведения говорят о многом. Даже плетни плели одинаково... Это не случайные сходства.

(Этнографы давно сказали, что все схоже, как у табасаран. Такие же двухэтажные дома и на первом этаже держут скотину).

3. Это маленькое «переселение народа», по-моему, объясняет, почему балканские албанцы внешне похожи на кавказцев –являвших большинство в Албании Кавказской.

(Это «маленькое переселение» было из Табаристана).

4. После завоевания Албании турками изменилось и ее название – Шчиперия (Sqipёri от албанского «шчип– «понятно»). Однако языковед А. Селищев полагал, что исток этого корня – слово «шче» – «славяне» (Shqerí от албанского shqa<*skla, мн. ч. shqe). Действительно, на культуру албанцев существенное влияние оказала славянская колонизация 6-7 вв. В сорокалетнем возрасте изменил султану, отрёкся от Пророка, преступным путём (убив секретаря султана) заполучил мандат на правление одним из покоренных краёв Османской империи... Скандербег объявил себя вождём новой Албании, той, на Балканах, завоёванных османами.

(Султан Османской империи в бешенстве кричал: Уничтожить! Народ, который размешается на ладони, государство размером меньше ладони. Да в действительности в переводе с табасаранского - «шчип (правильное произношение –чIипп, на русский язык - «ладонь).

  • приметы подметил Мурад Аджи. Европа объявила тайную войну Кавказу, топоним Албания свидетельство той войны. Он появился на Балканах вместе со Скандербегом, «великим воином Албании». Но все похоже на сказку для простаков, такой сделали ту историю христианские писатели, которые за века баснословными своими рассказами увели читателей от истины, увели, не подозревая, что стараниями именно Скандербега Балканы стали мусульманским краем. Отряд Скандербега в лучшие годы не превышал восьми тысяч всадников и семи тысяч пехотинцев, перед османской армией это ничто. Но люди к нему приезжали издалека! Вот так современники отмечали его кавалерию: лошади низкорослые, всадники очень ловкие. Среди европейцев таких не было. Выходит, то были выходцы из Албании Кавказской – родины Скандербега, они (и только они!) называли тогда себя албанцами. Не только лица людей, но и орнаменты, национальная одежда, кухня с перцем и чесноком, двухэтажные дома с галереями, детали быта там и там одинаковые. Этнографу эти сведения говорят о многом. Даже плетни плели одинаково... Это не случайные сходства. Флорентийская уния 1439 года – документ, расставляющий точки над i. Албанская церковь сочла его унизительным для себя. И ее стали душить." "Албанские нравы весьма схожи с нравами горцев Кавказа. Видимо, все горцы мира похожи друг на друга - ландшафт накладывает отпечаток. XIX век был временем больших социально-политических потрясений для албанцев. Именно тогда в колоссальных размерах распространился обычай кровной мести, который был по официальным данным коммунистического руководства страны искоренен лишь в конце 50-х годов нынешнего века. Месть считалась тяжелой, но неизбежной моральной обязанностью. Мстили по принципу 1-1, но часто это соотношение не соблюдалось. Обычное албанское право считало (а законы Порты в горах не действовали), что убийство в порядке кровной мести или за проступок, обязательное с точки зрение общественной морали, открывающее цепь кровомщений ненаказуемо. По всей стране в целях самозащиты стали строиться высокие укрепленные башни-кулы, которые сродни кавказским"