Приветствую Вас, Гость

 

Немного о Википедии

или маленькие ответы великим фальсификаторам ИСТОРИИ

В википедии, для вводимой в статьи информации нужны авторитетные источники, в которых все это прямо подтверждается. Тогда как вы делаете слишком много домыслов, трактуя события и ситуацию по-своему, тут это называется ВП:ОРИССом. Если для вас какие-то конкретно положения в статье непонятны, то можете подробно это обсудить на странице обсуждения. А в силу особенностей нашего общества, тема многими считается важной. Ведь замалчивать тему куда вреднее и подозрительнее, чем нейтрально и корректно о ней упомянуть.

Совершенно верно, однако "нейтрально и корректно" - мало, это будет от себятина, ведь по принципам Вики даже на сам факт резонанса нужны хорошие, атомные источники, а есть ли они? versii.org? Не хочу ходить по кругу. "ходят слухи что..." так о ныне здравствующих в вики не пишут, разве что случиться нечто экстраординарное. Задумаешься об умственных способностях Коротышек и Приспособленцев... Благодарю всех за понимание и поддержку. Я ни коим образом не сторонник излишней жёсткости в правилах написания статей, но нужно отличать свободу информации от примитивного самопиара вандального толка.

А есть ли у Вас авторитетный источник, который сможет опровергнуть уже приведённую в статье информацию?

Читаем:

1. Название Карабах этимологически происходит от тюркского «кара» — чёрный, и персидского «бах» — сад. В этом ряду и маркирование Южной Осетии как Шида Картли (внутренняя Картли) или Самачабло (земля грузинских князей Мачабели), идея о картвельском происхождении племен апсилов и абазгов, тезис об интенсивной "арменизации" Карабаха с помощью Российской империи со второй четверти XIX столетия, педалирование тюркского происхождения самого топонима "Карабах" ("черный сад").

АИ. Непризнанные государства Кавказа: истоки проблемы. Сергей Маркедонов

Карабах – это название выводят из тюркского слов со значением «чёрный сад»: в старину на территории Карабаха выращивали чёрный виноград; однако этимология эта, по-видимому, ложна, но более надёжной нет.

АИ. Топонимы Востока

(Карабах слово табасаранского происхождения: К1ару-черный, бах-багъ т.е. Черный сад. прим. автора).

2. Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран. Иное дело сельджуки. Их племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах Южного Азербайджана (собственно Азербайджана) и Мугани, а затем Арана. Предгорная часть Арана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на протяжении XII-XV вв., и постепенно древнее название Аран заменилось на Карабах –армянские сказки- (тюркско-иранское Черный сад). В то же время горные районы усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

АИ. Глава V Между монголами и португальцами (Азия и Северная Африка в XIV—XV вв.). Закавказье в XI—XV вв. Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в XI—XIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Лев Гумилев

(Древнее название Арран и по сей день сохранилось. Табасараны и по сегодняшный день прибрежную часть Каспийского моря называют-Арран. прим. автора).

3. Арарат – эту гору в Турции, у границы с Арменией армяне называют Масис – «великий»; турки Агри-дат – «кривая гора», иранцы Кухи-Нух – «Гора Ноя» (к Арарату привязывают легенду о всемирном потопе). Вероятно, название Арарат связано с именем древнего народа и государства Урарту (IX-VI века до н.э.) В объяснение названия Арарат сложилась легенда: армянский царь Ара Прекрасный отверг любовь вавилонской царицы Шамирам (Семирамиды) и потерпел поражение от её войск у подножья этой горы. Ненадёжна новейшая этимология, предложенная французским специалистом в 1960 году: Арарат – от шумерского Нur-аr-at – «славный отец гор» или «светлый отец гор». АИ. Топонимы Востока.

(Арарат слово табасаранского языка и означает арайин айит1-внутри гор.между гор прим. автора).

4. Кавказ – римский писатель начала I века Плиний Старший связывал название этого горного хребта и перешейка между Чёрным и Каспийским морями со скифским словом со значением «белоснежный». Некоторые специалисты считают, что топоним «Кавказ» – иранского происхождения и имеет значение «льдисто-блистающий». АИ. Топонимы Востока

(Кав-гъваъ-крыша, каз-кас т.е. человек на крыше. прим. автора).

5. Дагестан – название возникло в XVIII веке из тюркского слова даг – «гора» и иранского стан – «страна». АИ. Топонимы Востока

(Дагестан слово табасаранского происхождения дагъ-гора, стан-страна. прим. автора).

6. Баку – широко распространено объяснение названия этого города из арабского через персидские языки со значением «обдуваемый ветром» (в произвольном переводе «город ветров»). Учёные оспаривают такое объяснение. Среди других этимологий: иранские абад – «город» и ку – «огонь» (в связи с выбивавшимися из земли горючими газами и возникавшими с этим храмами огнепоклонников), но такая версия тоже не получила научного подтверждения. АИ. Топонимы Востока

(А где она ее величество ПРАВДА? А ВЕЛИКАЯ ПРАВДА вот она: Название городу Баку было дано в честь табасаранских ханов и беков (Беки-Баку).). Здесь я должен раскрыть всю информацию.

Бакинское ханство— квазифеодальное государство в Азербайджане с центром в г. Баку. Возникло в середине XVIII века на Апшеронском полуострове. Основой хозяйства Бакинского ханства было земледелие, добыча соли, нефти, транзитная торговля.

Бакиха́новы — современное (с момента вхождения Бакинского ханства в состав Россий-ской империи) название фамилии династии Бакинских ханов. Основатель династии — Даргах-Кули-бек – по национальности табасаран.

Бакинский Султан Мухаммед Хусейн-бек был противником русской ориентации и сопро-тивлялся добровольной сдаче гор. Баку, несмотря на явное желание жителей города принять протекцию России. После занятия русскими войсками Баку 12 июля 1723 г., Султан Хусейн-бек вместе со своими сторонниками был сослан в Астрахань, а правителем города был назначен Даргях Кули-бек (См. Армяно-русские отношения в XVIII в., т. 2,ч. 2, стр. 344—345).

В истории рода бакинских ханов Раманы сыграли большую роль, так как здесь началось их возвышение, основоположником которого был Дергах-Кулибек – выдающаяся личность, легенды о котором передавались из поколения в поколение вплоть до нашего времени. Из исторических источников мы знаем его как страстного патриота своего города, который возглавил восстание против соседних феодалов и был провозглашен за это первым бакинским ханом. Легенды к этому добавляют, что Дергах-Кулибек был простым жи-телем селения Раманы, но отличался богатырской силой и мог свободно взвалить на шею верблюда. Кроме того, легенды сообщают, что у него было два друга из соседнего селения Амираджаны: Махмуд и Ахмед, которые во всем ему помогали. Интересно отметить, что более поздний вариант легенды связал Дергах-Кулибека с легендой о Девичьей башне. В этом варианте Дергах-Кули представляется мстителем за ханскую дочку Биби ханум, которая бросилась с Девичьей башни. Убив ее отца – виновника трагедии, Дергах-Кули становится бакинским ханом, и в это время узнает, что Биби- ханум была спасена русалками, и женится на ней.

После Дергах-Кулибека бакинские ханы уже не жили постоянно в Раманах, но часто бы-вали в этом селении, которое наряду с Амираджанами и Бюль-Бюля считалось ханским. Здесь в детстве бегал один из потомков Дергах-Кулибека – выдающийся азербайджанский просветитель Аббас-Кули ага Бакиханов, положивший вместе с другим великим деятелем, Мирза Фатали Ахундовым, начало новому современному этапу древней азербайджанской культуры. После Дергях Кули-хана бакинским правителем стал некий Селим-хан. Замена бакинского коменданта генерал-майора фон Венедигиера генерал-майором Дебриньи ле-том 1731 г. наводит на мысль о том, что русское правительство в определенной мере винило фон Венедигиера в ссоре с Дергях Гули-ханом, что привело к уходу последнего.

7.  с. Сабнава Дербентского района (в первоначальном варианте  с перс. — «сабди наан ава» - успели уже убрать. Если читатель внимательно откроет Сабнава-вики уже отсутствует топоним этого слова.), 

Вот на какие варианты сылаются «АИ».

а. Впервые она возникла как форпост на территории старого села (эски-кент). Это подтверждается ранними находками жителей села погребений и золотых украшений. По воспоминаниям старожилов были найдены останки погребенных в военных доспехах. Но эти находки были потеряны, остались только воспоминания, как всегда в Вики.

б. Считают, что название села осталось от тюрков, которые столкнулись с защитниками форпоста (Себ-три, нова-долина).

в. Имеется еще одна версия, что поселение возникло как сигнальный пост. Она выполняла функции маяка, передавала сигналы об опасности.

Который из этих предложений имеет историческую правильность – это уже предмет научных исследований. Вы правы! Обязательно надо иметь докторскую и быть АИ.

 Говорят, что через Сабнову проходил караванный путь. В Сабнове варили мыло. Проезжий караван обращался с вопросом: «Сабун-ава?».  Если имелось готовое мыло, отвечали «ава!». «Сабунава» - Сабнова. Если нет, то «Сабун-авар», значит «нет мыла».

Если имелось готовое мыло, отвечали на табасаранском «сябун ав».

Имеются и другие варианты из той же статьи:

а. По другой легенде, когда-то в древние времена, три бедняка во избежание наказания, вышли из города и искали себе приют. Нашли и выбрали себе эту местность эски-кент  (возникает вопрос; что за эски-кент), где со временем было много родников с прохладной водой и густой лес. Облюбовали и обосновались вот здесь, где расположена нынешняя Сабнова.

А вот она настоящая Правда: Как раз эти три бедняка (они не бедняки-это может подтвердить любой старожилец  Сабнавы и как они оказались там), когда искали себе приют один из-них потерялся. Через некоторое время они нашли его и спрашивают; ты где был один (табас; сабди наан ава)? Он показал им это место. Облюбовали и обосновались вот здесь, где расположена нынешняя Сабнава.

8. с. Джалган (Жалгъан (с перс. — искра), Верхний Джалган) — село в Дербентском районе Дагестана.

Интересно получается: Это же Энциклопедия, а не «жёлтая» газета. Что не открывай, а там одни львы, тигры, орлы, молнии, искры. Хорошая Энциклопедия.

Джалган в переводе с табасаранского «Джал-забор, Ган (гъван)-камень и означает «Камений забор).

9. Хиналугский язык испытывает сильное влияние азербайджанского языка. Лексические азербайджанизмы пронизывают практически все лексико-тематические группы (ср. названия частей тела: агъзы ‘рот’, дирсаьг ‘локоть’, коксу ‘грудь’, чигин ‘плечо’ и др.) Через азербайджанское посредство проникли и арабско-персидские лексические единицы (дарс ‘урок’, душман ‘враг’, маьсаьлаь ‘задача’, махӀсул ‘урожай’, гомуш ‘буйволица’ и др.), равно как и заимствования из русского языка, относящиеся в основном к советскому периоду. АИ. Алексеев М. Е. Хиналугский язык // Языки мира: Кавказские языки. — М.: Academia, 2001. — С. 460                                                

(Слова; дарс ‘урок’, душман ‘враг’, маьсаьлаь ‘задача’, махӀсул ‘урожай’, гомуш ‘буйволица’- эти все слова табасаранского происхождения. Народы  шахдагской группы языков являются потомками кавказских албан. Если не знаете историю народа, зачем про них писать. прим. автора).

Уважаемые читатели!

Читаем:
ДРЕВНИЕ УЛИЦЫ г. ДЕРБЕНТА 
Джарчи-капы, 9 магал 
В 
старые времена возле ворот Джарчы-капы глашатай созывал (по тюркси —”чар”" — созывать) жителей к роднику Хан-булаг для получения важных сообщений. Возникает вопрос, а в какие времена тюрки были в Дербенте?
Магал Боят-капы 
Боят-капы — это врата древних тюрков по направлению к Багдаду. До VIII века древние тюрки жили в старом Багдаде (мадаин). 
У них была там известная улица.750 году, когда был основан сам город Багдада, бояты-тюрки восстановили города Киркук и Мосул. По сегодняшний день бояты-тюрки под названием “туркмен” там проживают.  Второе значение Боят-капы — это врата в древние земли. Южнее города Дербента до станции Араблинская были пахотные земли, принадлежащие жителям города.

Во внутренней части Боят-капы до 7-го магала находится улица Шахпур-куче. Это название дано персидскими шахами. 
Хан-куче 
С 1760 по 1789 гг. в 
Дербенте правил кубинский хан Фатали-хан. Эта улица была так названа в его период. Фатали-хан выезжал на своем фаэтоне из крепости Нарын-кала на Шахпур-куче, проезжая мимо Джума-мечети через Хан-куче и приезжал на самый известный для того времени Дербентский базар и по Хан-куче возвращался в крепость. Поэтому эту улицу назвали

Хан-куче. 
Чухур-куче 
Эта улица берет начало с верхней части 5 го магала. В ней много колдобин, ям. Она тянется до площадки Боят-капы. Чухур в 
переводе значит “яма”. 
Чахар-тепе кучеси 
Эта улица берет свое начало с башмачного базара и протянута до Чахар-тепе (что означает “четыре холма”). Со временем эти холмы выровнялись, и на них строились дома. 
Емаме-куче 
Эту улицу в народе называют Маме-куче. В 
конце VIII века для защиты от набегов хазар с севера арабский полководец из области Емаме (Ирак) переселил сюда несколько сот семей. С того времени эта улица получила название Емаме-кучеси. Жители Емаме являлись выходцами из г. Куфа (Ирак).                                                                                                                              Кен-куче Кен-куче была открыта в 1834 году (ныне улица Рзаева). 
Мекирлер-куче Начинается эта улица 
с Боят-капы (3 магала) до Молла-даты (1 магал). Мекирляр — это жители приграничных районов Ирана.                        Улица Аваин-Булаг.                                                                                               Читаем дальше; Первый табасаран появился в Дербенте в 19 веке. Отвечаю очень жестко, чтоб дальше такие вещи никто  не писал.     Все; персы, арабы, курды, евреи и другие до 20 века называли себя табасаранами. А где они сегодня? Все они стали азербайджанцами. Второе;  Куче, авайин булаг эти слова табасаранского языка. В чьи улицы и в чьи дома вас заселяли? А я вам уже ответил: Любой дисбаланс в природе или нарушение  первого закона природы- Закона великого сотворения мира сопровождается катаклизмами, катастрофами и большими бедами. История не имеет сослагательных наклонений. Вступает в силу Второй закон природы-Аьхирзаман. … … … …Исчезнут государства, исчезнут народы.  Все встанет на свои места.

С чего это всякие слухи и сплетни записывать в Википедию??? По сути, блог какого-то националиста. Нельзя добавлять информацию ни о каких слухах, так как это энциклопедия, а не «жёлтая» газета.

Блоги не являются АИ. А в первом лишь утверждается, что есть «недалёкие» люди, которые об этом всерьёз рассуждают. Единственное, что у них осталось это Википедия. А дальше что? Ведь до Великого Воцарения осталось очень мало. А Время расставит все на свои места.