Приветствую Вас, Гость

Недавно в Табасаране обнаружен еще один из ранних памятников культовой архитектуры Дагестана. Это старинное сооружение в центре селения Хели-Пенджик Табасаранского района - остатки древнего минарета - имело круглую в плане форму, было сложено из крупных, хорошо обработанных каменных блоков размером 80x45x56, 116x53x43 см и т.д. и построено то "на образок", то "тычком". Высота сохранившейся части здания около 2 м, а диаметр - Зм. Сохранился вход - несколько ступенек винтовой лестницы, идущих против часовой стрелки, как это бывает в минаретах. Последнее обстоятельство и расположение сооружения в северо-западном углу мечети дают право наверное утверждать, что это минарет, причем один из самых старинных, сохранившихся на территории Дагестана. Датировать памятник очень трудно. Дело в том, что подобная кладка из крупных блоков, возможно, была сделана по аналогии с находящимся неподалеку крупным сооружением - фортом при Горной стене - святое место: Гушккар - 30-я башня от Дербентской крепости - на север, 1 км. Строения из крупных блоков встречались также и в соседнем поселении, прекратившем свое существование в XIII-XIV вв., поэтому вопрос о датировке минарета остается открытым.

Cтранное на первый взгляд значение известного топонима и этнонима приобретает особый смысл в свете данных Абу Хамида ал-Гарнати, который лично посетил Дарбанд и Табарсаран в первой половине XII в. В частности, он сообщал о том, что «Табарсаран» состоит из 24 рустаков, каждый из которых «управляется сар-хангом наподобие амира» (на табасаранском языке; сар-один, ханг-хан). Число рустаков Табарсарана совпадает с численностью военных крепостей Дарпушта, большая часть которых легко идентифицируется: Мита’и – с Митаги, Камах и Дарвак (араб. Баб Вак) – с одноименными поселениеми, Мадина (или Мадина ал-‘араб) – с Арабляр, ал-Хумайдийа – с Гимейди, Малый Ухайл (Арджил) и Большой Ухайл (Арджил) – с Хели и Пенджи, Мукатир – с Мугарты, Махрака – с Марагой. Все эти населенные пункты расположены в так называемом Верхнем Табасаране, расположенном в районе Горной стены. Кроме того, именно с этими крепостями источники связывают деятельность «предводителей» – сар-хангов и сар-лашкаров.

С. М. БРОНЕВСКИЙ. Исторические выписки

о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне

Ханство дербентское, важное по положению города Дербента, весьма маловажно своим пространством и населением, длина его по берегу Каспийского моря от реки Дарбаха до реки Самура 45 верст, а ширина от моря до гор, где начинается табасаранское владение, заключает в себе не более 15 и в самой большой ширине 20 верст. Граничит с владениями: каракайдацким, табасаранским, казыкумыцким и кубанским. Между Дарбахом и Дербентом земли низкия и болотистыя от множества ручьев, тут разливающихся, между коими однако же находятся земли удоб-ныя к хлебопашеству. По ту сторону Дербента до реки Рубаса и даже до Самура простираются прекрасныя долины, заключающий в себе луга, пахату и по берегам рек небольшия леса. У самого Дербента одна отрасль гор, высунувшаяся к морю на расстояние от онаго в двух с половиною до трех верст, унизана торчащими скалами между густым лесом, покрывшим верх ея и крутизны. Сей промежуток, занятый строением города Дербента, известен был древним именем pilloe caspive и pilloe albanive. то есть каспийския или албанския ворота, но г-н Данвиль и после него академик С. Кроа ясно доказал, что Дербенту принадлежит название албанских ворот, ибо каспийския ворота по точнейшим изследовании должны находиться под 35° северной широты и приличествуют другой стены и другому ущелию, лежащему в Мазендаранской (Табаристанской) провинции близь Астрабата, известному у восточных писателей под именем кавар или дешти-кавар. у персиян под именем фируз-куг. Стена сия продолжалась от персидскаго города Бекдза до Самарканда на 240 миль. Эта фортификационная линия, стоящая в одном ряду с такими шедеврами оборонительной архитектуры, как Великая Китайская стена, Стена Александра, Стена Адриана и др., представляла собой мощную, труднопреодолимую преграду, позволявшую надежно перекрывать и контролировать Прикаспийский коридор, обходные горные дороги.

Конструкция всех выше перечисленных сооружений идентичны между собой и все они функционировали, как единое целое. Все эти сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) правильными рядами на связующем растворе- известковый раствор с яичным желтком для крепкости сооружений. Применялся в Табасаране до 30 годов 20 столетия. И по сегодняшний день в верхнем Табасаране в с. Кондик встречаются 2-х этажные дома такой конструкции (конструкция строения стены идентична Дербентской крепостной стены). 20-30 человек обрабатывали камни, и столько же, разбивая куриные яйца между рогами, запрягали по 3-4 пары быков и на санях возили обтесанные камни.

Дербент (аварское и табасаранское Дербенд, лакское Дарбант, азербайджанское Dərbənd город в Дагестане на узком проходе между Каспийским морем и предгорьями Кавказа.

Географические координаты Дербента (42°06' с.ш., 48°13' в.д.), прибрежная часть города находится ниже уровня моря (до -18 м). 5. Дербент находится на западном берегу Каспийского моря, недалеко от устья реки Самур, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа; город замыкает собой узкий 3-километровый проход между Кавказскими горами и морем, известный под названием Дербентский проход или Каспийские ворота.

Описание Южного Дагестана, владений: Дербентского, сделанное во время снятия земли на карту Кавказского гренадерского полка секунд-майором Федором Симоновичем в 1796 году, под распоряжением оберквартир-мейстра подполковника Федора Лена:

«Принадлежит Кубинскому хану. К северу окружается уцмия владением, к западу граничат с Табасараном, к полдню с провинциею Кура, принадлежащею Хамутаю казыкумыцкому, и с Кубинским владением, а к востоку омывается Каспийским морем. В нем реки суть: Рубас, Гургели и Самур, Касая, но оная только по пятой полосе. Разделено ж на два округа: на Дербентский и Улусский.

1-й, Дербентский, лежит в 4 полосе и управляется наибом Хадир Беком. В нем главного владения город Дербент, крепость и пребывание ханов оной, лежит у предгорья Табасаранского хребта –«Бенд». Простирается с крутой горы к Каспийскому морю на две версты и три четверти в длину, а в ширину на 180 сажен и, запирая сим своим крепким положением и проведенною от его оборонительною линиею по Табасаранскому хребту Южной от Северного Дагестана, прозван Темир Капи, то есть железными вратами. Город разделяется на замок, Нарин Кала, настоящий город просто Кала именуется. На пустом месте к морю Дубары, из которых к морскому берегу тет-де-пон Урус Кала именуется, который построен государем императором Петром Первым. Дербентское владение изобилует хлебопашеством, состоящим в пшенице, ячмене, сарачинском пшене и прочем, равно и плодами древесными и огородными, как-то: виноградом, гранатами, миндалями, смоквами, сливами, яблоками, грушами, дынями, арбузами, орехами, шелковицею и шафраном».

Чора (врата гуннов) и рассказ Моисея Каланкатуиского, на который ссылаются как на доказательство. В нем говорится, что албанское посольство на пути к гуннам «достигло ворот Чора недалеко от Дербента», где и было радушно принято жителями города. Из этого сообщения якобы следует, что город Чора находился не в Дербенте, а возле него.

  • Чора несомненно означало не только защищенный стеной проход вдоль Каспийского побережья, но и самую стену и страну, в которой он находился; оно могло, конечно, означать и главный город этой страны. По «Армянской географии», Дербент — это ворота города Чорского прохода. По данным Моисея Каланкатуйского, на которого ссылаются сторонники раздельного существования Чора и Дербента, престол албанского католикоса в 552 г. был перенесен из города Чора в Партав. Существует несколько мнений о локализации Чора, Чолы: его отождествляют с Дербентом, «проход Чора» - это Дербентский проход… В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци говорится в описании маршрута христианского посольства в 681 г. под руководством Исраэла к «гуннскому» (хонскому) князю Алп-Илитверу посольство достигает «ворот Чора, недалеко от Дербента» В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов».

Таким образом, названия Чора, Чор, неправильно, даваемые Дербенту (Дере Бент) в исторической литературе, есть искажения названия Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Имеют корневую основу табасаранского языка; ч1ур «пастбище, луг, выпас», чюл «неосвоенные земли, территории. Получается, что территорию крепости Нарын кала (Нарин хал) в древности называли Чор (Ч1ур), Чол (Чюл).

  • описании нашествия хазар в 627 г. у того же автора «великий город Чора» связывается с «дивными стенами», «между горой Кавказом и великим морем восточным», «для построения которых цари персидские изнурили» Албанию. Смело можно предположить, что Дербент и Чора не одно и то же. Дербент расположен на берегу Каспийского моря, на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Из научной литературы мы знаем, что "Дербент расположен между табасаранским хребтом и морем" или "Дербент расположен на отрогах табасаранских гор". Этот табасаранский хребет является восточной оконечностью хребта под названием "БЕНД или БЕНТ",который простирается к востоку от главного хребта табасаранских гор - "Рапак".

Христианский храм в Нарын кале

Уважаемые читатели! Мною допущена ошибка в локализации Чора, Чолы. Существует несколько мнений о локализации Чора, Чолы: его отождествляют с Дербентом, «проход Чора» - это Дербентский проход… В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци говорится в описании маршрута христианского посольства в 681 г. под руководством Исраэла к «гуннскому» (хонскому) князю Алп-Илитверу посольство достигает «ворот Чора, недалеко от Дербента» В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов». Чула становится границей Албании и «царств» кочевников, т.е. границей двух миров, двух цивилизаций – земледельческого и скотоводческого. Так вот Елисей пришел и проповедовал в Чоре. Это 60—62 годы нашей эры. В V — первой половине VI века тут была резиденция главы всей Албанской церкви — католикоса, аналогично современному патриарху. Примерно в 551 году престол католикосов был перенесен в Портав — в административную столицу Кавказской Албании. Локализация страны гуннов (Гъунарин вилаят) у нас определена. Даг-Бары (Дагъдилан бару илч1ибк1на-граница между албанами и гуннами), которую называют также Великой Кавказской стеной, брала начало с угла южной стены города и тянулась на запад по Табасаранским горам Большого Кавказа-определена. Читаем дальше. На территории цитадели находятся великолепные памятники зодчества, относящиеся к разным периодам развития города: крестово - купольный христианский храм 4-5 в .н. э. (формы и конструктивные особенности которого совпадают с христианским памятником 5 в. в итальянском городе Равенна). «Во второй год Хозроя (552 г.), царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чора в столицу Партав, по случаю «...хищнических набегов врагов креста Господня». Письменные источники донесли до нас название того древнего поселения, которое предшествовало Дербенту, оно упоминается в древнеармянских, древнегрузинских, сирийских, арабских и византийских письменных источниках по именем Чолы или Чор. Раннехристианские крестово-купольные церкви известны. И на Кавказе, и в других местах у них, действительно форма креста — три крыла креста равномерных, одно — удлиненное. Но у всех этих церквей удлиненное крыло — западное. Где и находился вход в церковь. А в восточном отсеке — алтарная часть. У дербентского же подземного сооружения удлиненное крыло северное.

Да имеются. Мавзолей Галлы Плацидии Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания. Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией. Находящиеся на территории Дербента христианские церкви и храмы к армянам никакого отношения не имеют и не могли иметь. Менталитет народа был другим. Это принадлежность христиан Кавказской Албании. Таким образом, названия Чора, Чор, неправильно, даваемые Дербенту (Дере Бент) в исторической литературе, есть искажения названия Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Имеют корневую основу табасаранского языка; ч1ур «пастбище, луг, выпас», чюл «неосвоенные земли, территории. Получается, что территорию крепости Нарын кала (Нарин хал) в древности называли Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Кешуш кьилисайиъ а-священослужитель находится в церкви. Кьилиса ч1уржиъ, чюлиъ а-церковь находися в Чоре, Чоле

Вот что пишет историк П.Г.Бутков, который участвовал в походе царских войск в 1796 году во главе с генерал-майором Гуляковым через Табасаран.

Он писал, что "Тот хребет (БЕНД) проходит от запада на восток, и там, где табасаранская земля оканчивается утесистыми крутизнами близ берегов Каспийского моря, стоит Дербент. Положением своим тот хребет запирает проходы через Табассаран с севера на юг, и в глубокой древности, к сугубому защищению, укрепленны каменною стеною с башнями, которая начавшись от Дербента, проведена была по табасаранскому хребту от востока к западу".

В народе бытовал и другой вариант повествования. В 1987 г. Рамаза-нова Г. записала новую версию предания, "Между Каспийским морем и горами находится равнина с названием Арран. В сторону гор от моря протянулись хребты, где проживало племя под названием "табасараны" (от слова "таб" - хребет, то есть "живущие на хребтах"). Во многих местах на берегу Каспия горели огни. Тогда никто еще не знал, почему там горят огни. Люди считали своим богом огня, они поклонялись ему и плясали вокруг него. Так табасараны создали себе различные "огненные обряды". Люди сперва построили себе землянки, затем, когда на них нападали разные кочевые племена, построили большой город. Огородили его крепким высоким забором. Но враги все равно не давали им покоя…..

В древних византийских (греческих) источниках Дербент именуется "укрепление Тзор (Тзур, Цур)". Также известны искаженные варианты названий Тзор-Тзур-Цур в древнеармянских источниках - Дзор-Джор-Чора-Чор-Чур. Древные авторы и переводчики их сочинений зачастую, не разбираясь в местных названиях и их транскрипциях, искажали оригинальные названия поселений. Таким образом, табасаранское название поселения Цур (ЦIур) в древнеармянских сочинениях (в "Ашхарацуйи" и др.) превратился в Дзор-Джор.

На табасаранском языке слово "Ц1ур" имеет два значения:

1) дверной затвор

2) засов.

Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что "кони и люди Шапура" дошли "до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам... разрушения и пожарища... учинил..."". Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» - «Шапур».

Слово Дербент состоит из двух частей: дере и бент. В переводе с табасаранского слово "дере" означает плоскостная земля, долина находящийся между горами, хребтами или расположенная за или под хребтом долина, равнинная земля. В нашем варианте "дере", это долина, которая расположенная под хребтом БЕНД (Бентгьар). Древние предки табасаран возможно местность где сейчас расположен город Дербент называли ДЕРЕ-БЕНД и название первого поселения табасаранов наверное тоже носило название данной местности "Деребент". Со временем слово, название Деребент превратилось в современное название Дербент.

А, кто сомневается в этом, достаточно еще раз взглянуть на древние источники: Убейда Джеррах встретился с правителем Табасарана, который состоял в мазхабе мусульман, и сказал им: "Я прибыл из вилайета Арабистан, намерен сражаться с хазарским племенем. Вы помогите мне" …

Пройдя через городские ворота Дербенда и, выйдя через ворота Кырхлар, дошел до сада (багъ) Авайин". Абу Убейда выделил из [своего] войска для нападения и грабежей две тысячи конных воинов —всадников — на Йерси, Дивак, Зил, Дарвак, Химейди …

Это слово табасаранского языка и означает «багъ Авайин"- "сад Дедушки" И сегодня эта местность ниже северного поста ГАИ г. Дербента называют "АВАИН"