Приветствую Вас, Гость

его сын Мухаммад б. Йазид, который захватил своего брата Ахмада б. Йазида и подверг его заточению. Он назначил своего (собственного) сына Ахмада в Лайзан, а другого сына, Хайсама, — в Нижний Табарсаран, где он сам управлял во времена своего деда. Мухаммад оставался у власти восемь лет, продолжая традиции предков о нападении на неверных. Он умер в 345/4 июня 956 года от оспы (джудари), но говорят, что [и он] был отравлен своим вазиром Ибн ал-Мараги. Причиной было то, что, когда он был на краю смерти от оспы, Ибн-ал-Мараги, страстно жаждая власти, был введен в соблазн тем, чего он [иначе] не мог достичь. Он послал двух рабов Мухаммада в то место, где томился в заключении Ахмад б. Йазид, с приказом умертвить его. Они это совершили и спрятали тело. Через несколько дней Мухаммад поправился от своей болезни, и, когда здоровье его полностью восстановилось, он приказал Ибн ал-Мараги освободить его брата Ахмада из темницы в благодарность богу за выздоровление. Ибн ал-Мараги испугался за свою жизнь и подал ему отравленное питье и погубил его, как раньше погубил его отца.

Сообщение ал-Хамадани о том, что из 360 замков Баб ал-абваба 110 находилось "... во владении мусульман Нижнего Табасаран", показывает распространение мусульманского влияния, не идущего дальше нескольких километров к северу и северо-западу от Дербента.

Бартольд справедливо подчеркивал, что еще в Х в. граница мусульманского мира проходила "в 3-х милях, т. е. в 6 верстах от Дербенда", отмечая тем самым медленные темпы исламизации Дагестана.

Тому подтверждением являются разрушенные села по всему Табасарану- близ села Кондик: Рягъччккарин гъул - на север 1км. Кьулхъарин гъул - на севере, 1км. Чиъ - на восток 2км. Гьюржйирин гъул - на юге, около села.

Ранняя исламизация привела к тому, что в Дербенте раньше, чем в других городах или аулах "Дагестана, зафиксированы мусульманский похоронный обряд и мусульманские имена, а также арабские строительные надписи. Городу принадлежит первое место на Кавказе и од­но из первых мест в мире по обилию куфических надписей. В Х—XII вв. мусульмане Дербента выступают, как активная сила в "битвах за религию", и убитые в ней получают почетный титул "шахид" — "борец за веру", "мученик". Именно к Х в. и относится известие ал-Хамадани о том, что в Дербенте имеются "Ворота джихад".

Табасаран и Табаристан с его языческим в преобладающем числе населением, которая относилась к категории дар ал-харб («территория войны»), война с которыми во имя ислама считалась священной обязанностью мусульман стали для арабских завоевателей в тяжелые времена второй родиной. Они в Табасаране находили душевный покой и смерть.

Памятник в с. Хив, высеченный из очень твердой породы камня - доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась - она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (320 г.х. = 13.1.932-1.1.933 г.).

В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.

Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха ... с опорой Аллаха. Пусть Аллах... спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.

В 1065 г. сын ширваншаха Минучихр ибн Йазид Хурмуз скончался в «поместье Ирси в Табасаране и был похоронен там рядом со своими дядями по матери».

К северу от селения Татиль, Табасаранского района, расположена местность под названием Миздан-гъул. Местность эта считается священной, раньше верующие приходили сюда для совершения обряда вызова или прекращения дождя. Здесь А. Р. Шихсаидовым была обнаружена и описана надмогильная плита с надписью: «Это могила нашего шейха, аскета, набожного Джамал ад-Дина Йахйа ибн шейх Йусуфа, да простит их обоих Аллах. Приказал воздвигнуть его шейх С. Р. С. М... в месяце раби ал-ахир года три восемьдесят и пятьсот». Раби ал-ахир 583 г. х. соответствует 10.07—8.08.1187 г.

Исламизации подверглась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана. Экономической основой культурно-религиозных эволюций в Дагестане служили раннефеодальные производственные отношения, которые в V—Х вв. пришли на смену общинному строю. Новые производственные отношения, и интересы местных правителей феодального государства нашли в исламе идеологическую опору, значение которой очень быстро было осознано. Сообщения о правителях феодальных владений, принявших первым ислам и христианство, могут это хорошо показать. Следующий этап — вторая половина Х—XV вв., время сравнительно быстрой исламизации районов Дагестана, когда ислам стал официальной идеологией. На повестку дня в ряде районов стал вопрос не о распространении религии вширь, а об углублении религиозного влияния, об укреплении позиций ислама. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами.

Исламизация Табасарана растянулась более чем на тысячелетие. Она шла с юга на север и с равнины в горы. Выделяют до 8 ее периодов, к-рые можно сгруппировать в 3 больших этапа. На 1-м этапе (VII-Х вв.) арабы силой оружия обратили часть табасаранов в ислам. На 2-м этапе (кон. Х-XVI в.) ислам распространяли в основном местные гази и проповедники. На 3-м этапе (XVII-XX вв.) местные формы ислама адаптировались к реалиям Российского гос-ва.

Арабские историки признают, что у халифа ал-Мутасима I было три победы, без которых уничтожился бы ислам: первая победа - над императором румов, вторая победа - над Бабеком и третья победа - над Мазкаром Гябром из Табаристана. В Руме был взят Малый Константинополь, как еще назывался тогда город Амория, а Мазкар казнен вместе с Бабеком.

Мусульмане Табасарана совершают паломничества к «святым местам», до принятия ислама служившим языческими капищами. К ним относятся: горы - пещеры у селений Кужник, Хустиль (пещера Дюрх), Цилитль, Чурдаф и др.; камни, часть которых считается окаменевшими людьми либо окаменевшей мечетью; источники и озера; деревья («святой» орех в селах Кондик, Хив, Цудук, Арчуг, ясень в селах Вертиль и Хучни; Сеид-Мяхв в с. Хапиль; Исмаил-пир в с. Яргиль и др.) и «священные рощи» сел Заан-Ярак, Кондик, Арчуг и др. Мученики (шахиды), павшие в сражениях с «неверными» в VIII — начале X в. а также безымянные шай-хи, имена и заслуги которых забыты, — чаба-ны/охотники из Заан Ярак, Рушун; «святые» из Аркита и других селений:

АРЧУГ (АРЧУГЪ)

Святые места: Пирар - большие деревья, около села - на севере. Цийи гъяж - марс - по дороге в село Кондик, священные дубовые рощи –на юге села..

АФНА

Святые места: Шегьидарин накьвар - могилы очевидцев.

АСККАН ЯРАКК

Святые места: Меркклин Гъарзар - место, где и летом лед не тает - на запад, 4 км. Тур гъиву шид - источник. Улин шид - источник, целебный - на север. Амнарин булагъ- источник - на запад, 1 км. Камень с отверстием через который пропускали бесплодную женщину. Далдобу йивру гъарз- пещера. Мистан гьар -священные дубовые рощи - общественный лес - на север, 2 км.

Пир - большое дерево, внутри села. Айит1 гъулан пир. Нит1рихъ пир. Шихдин накьвдин пир.

БУХНАГ (БУХЬНАГЪ)

Святые места: Хьар - пещерное помещение, на восток, 1,5 км.

ВЕРТИЛ (ВЕРТIИЛ)

Святые места: ЧIихтIил мист - открытая мечеть - на восток, 1 км.

Гурхун

Святые места: Ккуккарин майдан - стекольная руда на юг, 1 км. Даграр - место, когда-то там было село, на его месте образовалось озеро - на восток, 0,7 км. НикьартIин место, где летают огненные шары с хвостами.

ГАРИХ (ГЬАРИХЪ)

Святые места: Ханарикки - пещера, у речки. Рабхру хьар - пещера - на восток, 3 км. Кюшкъярин пирар - открытая мечеть.

КУШТИЛ (ГЪУШТIИЛ)

Святые места: ВертIларин гюнейиъ - месторождение каменного угля, мощность - 20см - на север, 5км. Гюни раццар - место, где произошло сражение с исламскими завоевателями, в селе Сенгер - окопы - на юг, 1км.

КОНДИК (ГЪВАНЖИКК)

Святые места: Сельская мечеть, Пирарикк – на севере, Улин шид-в селе и на западе, Мистан гьар –священная роща на востоке около села Чувек.

ГАСИК (ГЬЕСИХЪ)

Святые места: Сельская мечеть. Могилы трех сестер - внутри села.

ГУМИ

Святые места: Ягьяйин гьала - дом - крепость человека по имени Ягья. Урус кIихифран гьар - грецкий орех, у которого погиб русский.

ГЕПИЛ (ГЬЕПIИЛ)

Святые места: Кечлин пирар - могилы, внутри села.

ГУЛЛИ (ГЪУЛЛИ)

  • места: Чвугриярт1инишв - место, где хранились Чвугри - глиняные чашки - на запад. Пророка Абумислима внуков могилы - на запад. Деревянный мост - на севере, последний раз ремонт проводился в - 1910году.

ДУМУРХИЛ (ДУМУРХЬИЛ)

Святые места: Сардув - снегохранилище, яма - на востоке, Зкм. Жяхъярин хьарин - пещерное место, где хранились исламские книги - к югу, под селением.

ДАТТИЛ

Святые места: Гушккар - 30-я башня от Дербентской крепости - на север, 1 км. Бюхъян Хярар - лагерь пленённых немцов - на север, 1 км.

ЖУЛЛИ (ЖВУЛЛИ)

Святые места: Мечеть, башня, Пирарикк - на востоке.

ЗААН ЯРАКК

Святые места: Гирами пир, Заан пир - на севере.

ЗИЛДИКК

Святые места: Дабкьру кьяб - качающий камень, под селом. Ккуккум - природная башня, пристанище ккуккушки - на север, 1 км. Холм из белого песка - на север, 1,5 км.

ККУВИГ (ККУВИГЪ)

Святые места: Севюл - на севере

КЮРЯГ (КЮРЯГЪ)

Святые места: НикьартIил - место где, 1700 годы под конями экстремистов молотили детей, на восток, 0,2 км.

ККУВЛИГ (ККУВЛИГЪ)

Святые места: Гъудгнин йишв - место, где в праздники молятся - на север.

КУЖНИК (КЪУЖНИК)

Святые места: Мучри гъяр - приподный мост, на север, 6 км.

ЛЯХЛА

Святые места: Дабкьру гьван - на юг, 2км. Пайгъамбрин гъарз - на север, 2,5км.

ЛИКА

Святые места: Фнагъ пир - лес, правый берег реки Чирагъ, 1км.

МАЖГУЛ (МАЖВГУЛ)

Святые места: Шихарин накьв - могила муллы, 1800 г.

РУГУЖ

Святые места: Шихмягьямаддин накьв - комната с могилой. Кьюлягъ пирар - большие деревья - на север, 6 км.

СУЛАНТИЛ (СУЛАНТIИЛ)

Святые места: МикIёран шар - целебный источник - на юг. 0,2км. Аьхю пирар - высокие деревья в селе.

СЕРТИЛ (СЕРТИIЛ)

Святые места: Къулгунин хал -место, где приносили пожертвования.

СИКУХ (СИКIУХЪ)

Святые места: Месторождение каменного угля мощностью 70см., не действует.

ДЕВЕК (ТIИВАК)

Святые места: "Арран шар" - целебный источник - на восток, 2км.

УЛЦЦИГ (УЛЦЦИГЪ)

Святые места: Пирар - два больших дерева - на юг.

УЛУЗ

Святые места: Пещера, вмещающая до 300 овец - на восток. Брошенное месторождение каменного угля - на север.

ФУРДАГ (ФУРДАГЪ)

Святые места: Сенгерар - на юг, 2 км.

ХЮРИКК

Святые места: Хинаъ - большие деревья - на север, 4 км. Аладай - большие деревья - на северо-восток, 3 км. КюнтIин сивук - большие деревья - на северо-восток, 1,5 км.

ХУСТИЛ (ХУСТIИЛ)

Святые места: Дюрхъ - пещера в скалах - на востоке села. Мик1ран шар - целебный источник - на северо-востоке. 0,5км. На горе Жухна на месте Кет1айин сивик - деревья - на западе, 3 км.

ХИВ

Святые места: Башня в селе ГацIри - мост - на юг, 1км.

ХРИЖ (ХРИЖВ)

Святые места: Ишна къала. Лишнин кIелеъйир - ориентиры из камешек. Эреллериккушв - местонахождение летающих людей, которые охраняют лес - на юг , 2 км.

ХЯНЯГ (ХЯНЯГЪ)

Святые места: Левчнарикк - водопад, на речке Хянягь. ГьарцIилдин таб - хребет. Хурарин гъяригъ - источник. Гьежрин гъарзарикк - пещеристое место, внутри села. КIултIин- место, где росли большие деревья - на восток.

ХАЛАГ (ХАЛАГЪ)

Святые места: Пирдихъ - могила шейха из селения Гьери. Эвлеяд - место молитвы. Гъигъримин хьар - дом эреллера.

ХЮРТИЛ (ХЪЮРТIИЛ)

Святые места: Пирар - место, куда приносят пожертвования, чтобы спасти от бедствий.

ХУЧНИ

Святые места: Пезинжил - место, куда приносит пожертвования. Башлу пир - могила. Ургур чвуччвун къала -крепость семи братьев.

ЦУРИТИЛ (ЦIУРИТIИЛ)

Святые места: Тана дагар - дерево похожее на зонт - на юг, 2км.

ЦУДУК (Ц IУДИХЪ)

Святые места: КIеркIегь - «источник - на север, 0,5км. Ифдин гъарзар - в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии - на западе, 2,5км.

ЦАНИТИЛ (ЦIАНИТИIЛ)

Святые места: Пир - большое дерево, когда на село напали, это дерево всех сельчан спасло - на запад, 0,5 км.

ЧИРИ (ЧЬИРИ)

Святые места: Бахьакк - водопад на речке Раси. Ебгру шид - водопад, высота 150 метров, на речке Раси.

ЧОРДАФ (ЧIВУРДАФ)

Святые места: Турт1ил - место, где воевали против исламистов под руководством Абумислима.

ШИЛЛА

Святые места: Улин шид - источник, целебный - на север.

ЯРАГ (ЯРАГЪ)

Святые места: Пирарикк - древнее погребение - на юг. Яргъарин накьвар - могилы - на север.

ЯРГИЛ (ЯРГЪИЛ)

Святые места: Ашвут1 урхъ - пещера, вмещает от 400 до 500 овец - на восток, I км. Гюнт1ихъ пир - могила в селе.

ЯГДИГ (ЯГЪДИГЪ)

Святые места: Гьяжималлайик - место жертвоприношения, внутри села. Жугьттарин къарзарик - источник целебный с дисцилированной водой. Урсари къуршвишв - место сражения - на юг, 1,5 км.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран, Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Окончательная гибель Халифата настает в 1258, когда после взятия Багдада последний арабский халиф, зашитый в мешок, был затоптан конями монгольских всадников. Эта своеобразная казнь была проявлением особого отношения монгольских кочевников к правителям-чужестранцам, кровь которых нельзя было проливать на землю.